АРТ ДОСУГ

Картинки с выставки «А судьи кто?»

2021-10-17 13:00
В музее Анатолия Зверева (музей AZ) продолжается выставка произведений искусства членов жюри, которые занимались отбором работ на конкурс «Премия Зверева».

Их семь, и даже самому молодому из них уже за 50. В предисловии буклета, изданного к специально к выставке, отмечено, чем руководствовались устроители премии, выбрав именно этих семь «мэтров» современного искусства – Андрея Сарабьянова, Сергея Браткова, Аристарха Чернышева, Сергея Шутова, Франциско Инфанте, Григория Брускина, Владимира Наседкина: они «создали свой уникальный художественный мир».

Несчастное слово «уникальный», давно уже растерявшее свою уникальность на необозримых просторах современного искусства, сейчас уже ни о чем зрителю не говорит. Уникальный проект не имеет никакого значения. Заявлялись еще новизна и оригинальность, - это из области, скорее, образования (вспомните, как преподы в своих методичках требуют от студенческих работ той самой новизны и оригинальности, будь то курсовик или диплом, а потом еще проверяют на уникальность).

А что тогда? Что нужно-то? Да что угодно: переосмысления уже созданного, осмысление сегодняшних реалий, поиски реального смысла, а не условно-непонятного никому. Тогда есть шанс стать уникальным. Ведь преодолеть банальность и уйти от стереотипов дано далеко не каждому художнику, даже большому профессионалу. К сожалению, многие начинают повторяться или повторять других, следуя пресловутой моде. Вот вошла в моду инсталляция, и все кинулись чегой-то инсталлировать. В моде видеоарт – и вот он, на каждой выставке, разный, но чаще поспешно сделанный и потому никакой.

И в результате приходишь на какой-нибудь показ современного искусства и видишь одно и то же: то уродливые «феньки» из папье-маше (ибо в моде уродство), то жалкие «ковидные последствия» в виде натуральных масок, напяленных на многочисленные фото с ртом и даже без оного.
Ну да ладно. Бог с ними, подражателями сиюминутности.

Владимир Наседкин. Геометрия полей.

Владимир Наседкин. Свет Тибета

Владимир Наседкин. Свет Тибета

Аристарх Чернышев. Магазин на колесах. Материалы: пэт, 3d печать, авторское полноцветное фототекстурирование

Аристарх Чернышев. Сгоревший автомобиль

Григорий Брускин. Гермы. Космос

Григорий Брускин. Гермы. Космос

Григорий Брускин. Гермы. Космос

Что касается современного музея… Здесь, в AZ здорово: народу никого, заплатил сто рублей – и все твое. Хоть ходи, хоть сиди, бегай по этажам. Около кассы можно купить издания по искусству любых форматов. Работники с телефонами. Вдруг из какой-то двери появляется женщина с посудой (ага, и чай тут пьют). Нет толпы, гидов, никаких следов стандартного и всем известного музея. Тишина, покой, темнота, возможность созерцать. Такая семейная обстановка. Правда, до тебя тут нет никакого дела. Зритель – само по себе, музей – сам по себе. А нам это нравится. Браво дизайнерам, которые так структурировали маленькое пространство, так все подобрали, и создается ощущение, что ты то в космосе, то в мясной лавке. Везде можно присесть, сфотографировать. Про каждого художника написаны умные тексты: остается только заглотнуть. Заглотнули.

Сергей Шутов. Крылья

Сергей Шутов. Крылья

Сергей Шутов. Три фигуры

Франциско Инфанте

Франциско Инфанте

Франциско Инфанте

Франциско Инфанте

Франциско Инфанте. Цикл Игра жестов

Но вопрос-то остается вопросом: а судьи кто? Не видим в нем ни иронии, ни вызова. Есть вполне конкретный ответ. Судьи – мэтры-классики современного авангарда, которые во главе сегодняшней арт-сцены. Звезды. Их работы разделены на своеобразные рубрики – Любопытство, Друзья искусства, Там прекрасно, Нам поступают сигналы. Все мэтры сейчас «обросли» званиями, хотя в советские времена они были, конечно же, не в почете со своими концептуальными работами, не понятными и пугающими советских руководителей идеологии. Эти многогранные художники относились к неофициальной культуре, в 80-90-х их знали больше на Западе, не у нас. Как правило, они работали в смешанной технике и вообще стояли на заре всякого рода саунд-арта, инсталляций и до сих пор считаются авангардом нашего искусства.

Тематика их работ захватывает воображение, равно как и стилевое разнообразие: здесь и динамический супрематизм Владимира Наседкина, живопись и инсталляции Сергея Шутова, интерактивные посылы Аристарха Чернышова, экспериментальный видеоарт Сергея Браткова, своеобразная «книга природы» Григория Брускина, артефакты Франциско Инфанте.

Все это стоит посмотреть, даже если и видели раньше. Работы наших «классиков-авангардистов» в пространстве Музея AZ.
А судьи кто? Кто судьи, а?..




#adgroupart#москва#художник#искусство #изобразительноеискусство #живопись  #art #artnews #ad #искусство #реклама #публикация #новости #артновости #рекламноеагенство #выставки#искусство #живопись#искусство#современное искусств#музей az#музеи#выставки#а судьи кто