АРТ ДОСУГ

Картинки с выставки «А судьи кто?»

В музее Анатолия Зверева (музей AZ) продолжается выставка произведений искусства членов жюри, которые занимались отбором работ на конкурс «Премия Зверева».

Их семь, и даже самому молодому из них уже за 50. В предисловии буклета, изданного к специально к выставке, отмечено, чем руководствовались устроители премии, выбрав именно этих семь «мэтров» современного искусства – Андрея Сарабьянова, Сергея Браткова, Аристарха Чернышева, Сергея Шутова, Франциско Инфанте, Григория Брускина, Владимира Наседкина: они «создали свой уникальный художественный мир».

Несчастное слово «уникальный», давно уже растерявшее свою уникальность на необозримых просторах современного искусства, сейчас уже ни о чем зрителю не говорит. Уникальный проект не имеет никакого значения. Заявлялись еще новизна и оригинальность, - это из области, скорее, образования (вспомните, как преподы в своих методичках требуют от студенческих работ той самой новизны и оригинальности, будь то курсовик или диплом, а потом еще проверяют на уникальность).

А что тогда? Что нужно-то? Да что угодно: переосмысления уже созданного, осмысление сегодняшних реалий, поиски реального смысла, а не условно-непонятного никому. Тогда есть шанс стать уникальным. Ведь преодолеть банальность и уйти от стереотипов дано далеко не каждому художнику, даже большому профессионалу. К сожалению, многие начинают повторяться или повторять других, следуя пресловутой моде. Вот вошла в моду инсталляция, и все кинулись чегой-то инсталлировать. В моде видеоарт – и вот он, на каждой выставке, разный, но чаще поспешно сделанный и потому никакой.

И в результате приходишь на какой-нибудь показ современного искусства и видишь одно и то же: то уродливые «феньки» из папье-маше (ибо в моде уродство), то жалкие «ковидные последствия» в виде натуральных масок, напяленных на многочисленные фото с ртом и даже без оного.
Ну да ладно. Бог с ними, подражателями сиюминутности.

Владимир Наседкин. Геометрия полей.
Владимир Наседкин. Геометрия полей.

Владимир Наседкин. Свет Тибета
Владимир Наседкин. Свет Тибета

Владимир Наседкин. Свет Тибета
Владимир Наседкин. Свет Тибета

Аристарх Чернышев. Магазин на колесах. Материалы: пэт, 3d печать, авторское полноцветное фототекстурирование
Аристарх Чернышев. Магазин на колесах. Материалы: пэт, 3d печать, авторское полноцветное фототекстурирование

Аристарх Чернышев. Сгоревший автомобиль
Аристарх Чернышев. Сгоревший автомобиль

Григорий Брускин. Гермы. Космос
Григорий Брускин. Гермы. Космос

Григорий Брускин. Гермы. Космос
Григорий Брускин. Гермы. Космос

Григорий Брускин. Гермы. Космос
Григорий Брускин. Гермы. Космос

Что касается современного музея… Здесь, в AZ здорово: народу никого, заплатил сто рублей – и все твое. Хоть ходи, хоть сиди, бегай по этажам. Около кассы можно купить издания по искусству любых форматов. Работники с телефонами. Вдруг из какой-то двери появляется женщина с посудой (ага, и чай тут пьют). Нет толпы, гидов, никаких следов стандартного и всем известного музея. Тишина, покой, темнота, возможность созерцать. Такая семейная обстановка. Правда, до тебя тут нет никакого дела. Зритель – само по себе, музей – сам по себе. А нам это нравится. Браво дизайнерам, которые так структурировали маленькое пространство, так все подобрали, и создается ощущение, что ты то в космосе, то в мясной лавке. Везде можно присесть, сфотографировать. Про каждого художника написаны умные тексты: остается только заглотнуть. Заглотнули.

Сергей Шутов. Крылья
Сергей Шутов. Крылья

Сергей Шутов. Крылья
Сергей Шутов. Крылья

Сергей Шутов. Три фигуры
Сергей Шутов. Три фигуры

Франциско Инфанте
Франциско Инфанте

Франциско Инфанте
Франциско Инфанте

Франциско Инфанте
Франциско Инфанте

Франциско Инфанте
Франциско Инфанте

Франциско Инфанте. Цикл Игра жестов
Франциско Инфанте. Цикл Игра жестов

Но вопрос-то остается вопросом: а судьи кто? Не видим в нем ни иронии, ни вызова. Есть вполне конкретный ответ. Судьи – мэтры-классики современного авангарда, которые во главе сегодняшней арт-сцены. Звезды. Их работы разделены на своеобразные рубрики – Любопытство, Друзья искусства, Там прекрасно, Нам поступают сигналы. Все мэтры сейчас «обросли» званиями, хотя в советские времена они были, конечно же, не в почете со своими концептуальными работами, не понятными и пугающими советских руководителей идеологии. Эти многогранные художники относились к неофициальной культуре, в 80-90-х их знали больше на Западе, не у нас. Как правило, они работали в смешанной технике и вообще стояли на заре всякого рода саунд-арта, инсталляций и до сих пор считаются авангардом нашего искусства.

Тематика их работ захватывает воображение, равно как и стилевое разнообразие: здесь и динамический супрематизм Владимира Наседкина, живопись и инсталляции Сергея Шутова, интерактивные посылы Аристарха Чернышова, экспериментальный видеоарт Сергея Браткова, своеобразная «книга природы» Григория Брускина, артефакты Франциско Инфанте.

Все это стоит посмотреть, даже если и видели раньше. Работы наших «классиков-авангардистов» в пространстве Музея AZ.
А судьи кто? Кто судьи, а?..




#adgroupart#москва#художник#искусство #изобразительноеискусство #живопись  #art #artnews #ad #искусство #реклама #публикация #новости #артновости #рекламноеагенство #выставки#искусство #живопись#искусство#современное искусств#музей az#музеи#выставки#а судьи кто