В рамках программы X Международного фестиваля камерной музыки «Winterreise - Зимний путь» 5 марта 2023 года в Музее русской иконы состоялся Заключительный концерт 4-го Международного конкурса исполнителей камерной музыки.
В концерте выступили лауреаты всех номинаций и возрастных категорий из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего-Новгорода, других российских городов. Это был настоящий праздник музыки. В этом году в конкурсе участвовали не только ансамбли, но и солисты, исполняющие камерную музыку.
Мы решили побеседовать с лауреатами конкурса первой и второй возрастной категории, тем более что это очень необычные ансамбли – семейные.
В концерте выступили лауреаты всех номинаций и возрастных категорий из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего-Новгорода, других российских городов. Это был настоящий праздник музыки. В этом году в конкурсе участвовали не только ансамбли, но и солисты, исполняющие камерную музыку.
Мы решили побеседовать с лауреатами конкурса первой и второй возрастной категории, тем более что это очень необычные ансамбли – семейные.
Итак, лауреаты 2 премии в первой возрастной категории: три сестры Ерёмины – Дорофея (скрипка), Матрона (флейта) и Вера (фортепиано).
Девочки живут в Москве и все трое учатся в музыкальной школе имени Гнесиных. Первое интервью нам дала преподаватель по классу общего фортепиано, педагог Школы имени Гнесиных Лили Гайковна Мгерян.
- Как создавался ваш ансамбль?
Лили Мгерян: Я конкретно не преподаю камерный ансамбль, но когда попадаются заинтересованные ребята, я стараюсь сделать с ними ансамбль. Вот и с этими тремя девочками работаю уже шестой год. Матрона сейчас в пятом классе, а младшую мама привела ко мне на общее фортепиано. Я тогда в шутку сказала, что у них уже сам собой напрашивается ансамбль. И их мама вскоре попросила меня заниматься с ними ансамблем. Дорофея и Матрона, кстати, очень хорошо владеют фортепиано.
- А как Вы подбираете репертуар? Конкретно для такого состава как скрипка, флейта и фортепиано есть оригинальная музыка?
Лили Мгерян: Есть, но очень мало. У нас еще есть время, пока мы не исчерпаем все возможности нашего репертуара. Пьесы, что мы брали до сих пор, написаны для такого состава. У детей время ограничено, и мы не можем брать много произведений, так что нам пока хватает репертуара. Стараемся не брать переложения, хотя я к ним нормально отношусь. Я как-то участвовала в фестивале во Франции, и у нас были разнообразные инструменты: две маримбы, гобой, кларнет, тромбон, скрипка, флейта, фортепиано, виолончель. Ну вот, я подумала и решила, что надо что-то вместе сыграть. Предложила «Танец с саблями» Хачатуряна. И каждому досталось, что сыграть. Все получили огромное удовольствие. Но если есть оригинальные произведения, то первым делом надо играть их.
- А вообще трудно играть именно в ансамбле?
Лили Мгерян: Сольное исполнение и камерное музицирование – это в музыке четко различается. У нас в школе камерный ансамбль – отдельный предмет. Тут много тонкостей: другой подход, другое преподавание. Хороший солист – не всегда хороший ансамблист – и наоборот. Опять же одно дело – оркестровые инструменты, всегда кто-то рядом. Рояль, конечно, самодостаточен, но если музыкант не умеет прислушиваться к партнеру – аккомпаниатору, в ансамбле, оркестре – какой же он музыкант! Ансамбль – это абсолютно иные грани взаимодействия музыкантов.
Мои девочки имеют возможность репетировать дома хоть каждый день. Ведь это одна семья! А проблема всех ансамблей – найти время, чтобы собраться вместе.
- Вы первый раз участвовали в фестивале Winterreise ?
Да, первый. Девочки еще маленькие, младшей 10 лет. Я немного не поняла формат, думала, что хотя бы второй тур будет проходить вживую, но получилось, что мы участвовали только в гала-концерте и не поняли, с кем соревнуемся, как выглядят другие участники. Конечно, мы стараемся выступать и участвовать в фестивалях и конкурсах. Например, в прошлом году мои девочки стали лауреатами I степени в номинации «Камерный ансамбль» на IV Международном конкурсе флейтистов им. В.Н.Цыбина.
- Желаем вам успехов и вашему замечательному трио!
Девочки живут в Москве и все трое учатся в музыкальной школе имени Гнесиных. Первое интервью нам дала преподаватель по классу общего фортепиано, педагог Школы имени Гнесиных Лили Гайковна Мгерян.
- Как создавался ваш ансамбль?
Лили Мгерян: Я конкретно не преподаю камерный ансамбль, но когда попадаются заинтересованные ребята, я стараюсь сделать с ними ансамбль. Вот и с этими тремя девочками работаю уже шестой год. Матрона сейчас в пятом классе, а младшую мама привела ко мне на общее фортепиано. Я тогда в шутку сказала, что у них уже сам собой напрашивается ансамбль. И их мама вскоре попросила меня заниматься с ними ансамблем. Дорофея и Матрона, кстати, очень хорошо владеют фортепиано.
- А как Вы подбираете репертуар? Конкретно для такого состава как скрипка, флейта и фортепиано есть оригинальная музыка?
Лили Мгерян: Есть, но очень мало. У нас еще есть время, пока мы не исчерпаем все возможности нашего репертуара. Пьесы, что мы брали до сих пор, написаны для такого состава. У детей время ограничено, и мы не можем брать много произведений, так что нам пока хватает репертуара. Стараемся не брать переложения, хотя я к ним нормально отношусь. Я как-то участвовала в фестивале во Франции, и у нас были разнообразные инструменты: две маримбы, гобой, кларнет, тромбон, скрипка, флейта, фортепиано, виолончель. Ну вот, я подумала и решила, что надо что-то вместе сыграть. Предложила «Танец с саблями» Хачатуряна. И каждому досталось, что сыграть. Все получили огромное удовольствие. Но если есть оригинальные произведения, то первым делом надо играть их.
- А вообще трудно играть именно в ансамбле?
Лили Мгерян: Сольное исполнение и камерное музицирование – это в музыке четко различается. У нас в школе камерный ансамбль – отдельный предмет. Тут много тонкостей: другой подход, другое преподавание. Хороший солист – не всегда хороший ансамблист – и наоборот. Опять же одно дело – оркестровые инструменты, всегда кто-то рядом. Рояль, конечно, самодостаточен, но если музыкант не умеет прислушиваться к партнеру – аккомпаниатору, в ансамбле, оркестре – какой же он музыкант! Ансамбль – это абсолютно иные грани взаимодействия музыкантов.
Мои девочки имеют возможность репетировать дома хоть каждый день. Ведь это одна семья! А проблема всех ансамблей – найти время, чтобы собраться вместе.
- Вы первый раз участвовали в фестивале Winterreise ?
Да, первый. Девочки еще маленькие, младшей 10 лет. Я немного не поняла формат, думала, что хотя бы второй тур будет проходить вживую, но получилось, что мы участвовали только в гала-концерте и не поняли, с кем соревнуемся, как выглядят другие участники. Конечно, мы стараемся выступать и участвовать в фестивалях и конкурсах. Например, в прошлом году мои девочки стали лауреатами I степени в номинации «Камерный ансамбль» на IV Международном конкурсе флейтистов им. В.Н.Цыбина.
- Желаем вам успехов и вашему замечательному трио!
Во втором интервью участвовали лауреаты 1 премии во второй возрастной категории Михаил Петунин (скрипка), Сергей Петунин (виолончель) и Николай Петунин (фортепиано). Все трое – также гнесинцы. И тоже – одна семья.
Самый большой «послужной музыкальный список» в этом ансамбле, конечно же, у Николая. Ему уже 19, и он много где учился.
- Николай, вы сразу поступили в Гнесинку?
Николай Петунин: Нет, я начинал в Долгопрудненской музыкальной школе, потом учился частным образом у Андрея Юрьевича Джангваладзе, три года занимался на подготовительных курсах при Государственном колледже музыкального исполнительства им.Ф.Шопена у Ирины Николаевны Габриэловой. Но в результате в ДМШ при колледже Шопена я не попал, а поступил на звукорежиссуру в Гнесинку, о чем нисколько не жалею. Хочу быть и исполнителем, и звукорежиссером, так что буду поступать в РАМ им.Гнесиных.
- Так это здорово, что в вашем ансамбле еще и свой звукорежиссер. А вы, Михаил, тоже занимались в разных школах и у разных учителей?
Михаил Петунин: Начинал я в Долгопрудном, но потом перебрался в музыкальную школу в Химках, потому что туда ушла преподавать моя учительница. Правда, со временем мы решили, что надо что-то большее, и я в 7 классе поступил в Гнесинку. Повезло у нас младшему брату Сергею: он гнесинец с первого класса.
- А вы как узнали о фестивале Winterreise?
Николай Петунин: Из Интернета. Нам надо много играть, чтобы развиваться, обкатывать программы. Для этого и существуют, я считаю, разные конкурсы и фестивали, не говоря уж о концертах. Мы, например, часто выступаем в своих старых школах, где учились. Мы даже выступали на концерте общего фортепиано. Программу готовим дома. Нам же не нужно знакомиться, притираться друг к другу. В нашем ансамбле дирижер – Михаил. Так сложилось.
- Для вашего состава много прекрасной музыки написано, не так ли?
Николай Петунин: Да, конечно! Очень много хорошей музыки. И это классика, специально написанная для трио. Не переложения. Есть и современные композиторы, пишущие красивую музыку для трио, причем очень сложную. Но мы равняемся на младшего в нашем ансамбле, насколько сложно ему играть то или иное произведение.
- Какое у вас впечатление о фестивале Winterreise?
Николай Петунин: Очень хорошее. Жаль только, что второй тур, который должен был быть очным, получился заочным. Так что вживую мы сыграли на заключительном концерте четвертую часть до-минорного трио Бетховена. И, как оказалось, удачно. Будем и в следующем фестивале участвовать, а я постараюсь написать свою музыку для трио.
- Так вы еще и будущий композитор! Ну что ж, желаем успехов вашему ансамблю, новых конкурсов, новых свершений!
Самый большой «послужной музыкальный список» в этом ансамбле, конечно же, у Николая. Ему уже 19, и он много где учился.
- Николай, вы сразу поступили в Гнесинку?
Николай Петунин: Нет, я начинал в Долгопрудненской музыкальной школе, потом учился частным образом у Андрея Юрьевича Джангваладзе, три года занимался на подготовительных курсах при Государственном колледже музыкального исполнительства им.Ф.Шопена у Ирины Николаевны Габриэловой. Но в результате в ДМШ при колледже Шопена я не попал, а поступил на звукорежиссуру в Гнесинку, о чем нисколько не жалею. Хочу быть и исполнителем, и звукорежиссером, так что буду поступать в РАМ им.Гнесиных.
- Так это здорово, что в вашем ансамбле еще и свой звукорежиссер. А вы, Михаил, тоже занимались в разных школах и у разных учителей?
Михаил Петунин: Начинал я в Долгопрудном, но потом перебрался в музыкальную школу в Химках, потому что туда ушла преподавать моя учительница. Правда, со временем мы решили, что надо что-то большее, и я в 7 классе поступил в Гнесинку. Повезло у нас младшему брату Сергею: он гнесинец с первого класса.
- А вы как узнали о фестивале Winterreise?
Николай Петунин: Из Интернета. Нам надо много играть, чтобы развиваться, обкатывать программы. Для этого и существуют, я считаю, разные конкурсы и фестивали, не говоря уж о концертах. Мы, например, часто выступаем в своих старых школах, где учились. Мы даже выступали на концерте общего фортепиано. Программу готовим дома. Нам же не нужно знакомиться, притираться друг к другу. В нашем ансамбле дирижер – Михаил. Так сложилось.
- Для вашего состава много прекрасной музыки написано, не так ли?
Николай Петунин: Да, конечно! Очень много хорошей музыки. И это классика, специально написанная для трио. Не переложения. Есть и современные композиторы, пишущие красивую музыку для трио, причем очень сложную. Но мы равняемся на младшего в нашем ансамбле, насколько сложно ему играть то или иное произведение.
- Какое у вас впечатление о фестивале Winterreise?
Николай Петунин: Очень хорошее. Жаль только, что второй тур, который должен был быть очным, получился заочным. Так что вживую мы сыграли на заключительном концерте четвертую часть до-минорного трио Бетховена. И, как оказалось, удачно. Будем и в следующем фестивале участвовать, а я постараюсь написать свою музыку для трио.
- Так вы еще и будущий композитор! Ну что ж, желаем успехов вашему ансамблю, новых конкурсов, новых свершений!
Статья о заключительном концерте 4-го Международного конкурса исполнителей камерной музыки. https://adgroupart.ru/tpost/1spu1r1xz1-konkurs-ispolnitelei-kamernoi-muziki-win
*Фестиваль «Winterreise - Зимний путь» был создан в 2013 году по инициативе пианистки Натальи Коршуновой, и с тех пор привлекает публику возможностью услышать истинное камерно-ансамблевое музицирование в атмосфере уютных салонов и больших концертных залов. Он назван в честь одноимённого вокального цикла великого композитора Франца Шуберта. Это название отражает основные черты концертов, а именно, то, что происходят они зимой, связаны воедино и "живут" в камерно-ансамблевом жанре. https://www.wrfest.com
В рамках фестиваля ежегодно проходит одноименный конкурс исполнителей камерной музыки. «Winterreise» - динамично развивающийся культурный проект, который является одним из заметных событий в музыкальной жизни Москвы и за рубежом. https://www.wrfest.com/competitions
*Фестиваль «Winterreise - Зимний путь» был создан в 2013 году по инициативе пианистки Натальи Коршуновой, и с тех пор привлекает публику возможностью услышать истинное камерно-ансамблевое музицирование в атмосфере уютных салонов и больших концертных залов. Он назван в честь одноимённого вокального цикла великого композитора Франца Шуберта. Это название отражает основные черты концертов, а именно, то, что происходят они зимой, связаны воедино и "живут" в камерно-ансамблевом жанре. https://www.wrfest.com
В рамках фестиваля ежегодно проходит одноименный конкурс исполнителей камерной музыки. «Winterreise» - динамично развивающийся культурный проект, который является одним из заметных событий в музыкальной жизни Москвы и за рубежом. https://www.wrfest.com/competitions