Он оставил наследство, которое мы сейчас называем бесценным, хотя архив безусловно должен оцениваться, если, допустим, появится возможность показать коллекцию за рубежом, а, значит, ее придется перевозить и страховать. Но что такое купюры по сравнению с памятью благодарных потомков?
Александр Михайлович Макаров как-то написал: «Мечта каждого коллекционера, чтобы труд его жизни не пропал… Мне хочется, чтобы книги, собранные мной, прочло как можно больше людей. Это поможет им лучше понять и еще крепче полюбить прошлое нашего великого народа, нашей замечательной страны».
И, если уж говорить о пейзаже, то вторая половина XIX века действительно подарила миру целую плеяду потрясающих художников и писателей, которые «дуэтом» воспевали наши незатейливые домики в деревеньках, закаты и рассветы, поля, ели и сосны, ручейки и реки, - одним словом они показали ту самую простую красоту, которую не замечали их современники.
Но ведь и мы не замечаем. Ну, хотя бы потому что замечать-то скоро вообще будет нечего: меняются ландшафты Подмосковья, исчезают саврасовские прудики, и сосны такие вроде бы высокие на картинах Саврасова со товарищи теперь либо срублены, либо затерялись среди высотных плоских безликих «кирпичей-небоскребов», заполонивших подмосковные окрестности, то же Кунцево, Серебряный бор, откуда художники черпали вдохновение. Поди отыщи теперь то место с полотна Саврасова «Сельский вид в окрестностях Москвы при закате солнца», написанное в 1858 году. Это уже утопия, седая старина. Некое «цветное олицетворение». Посвящение нам, не видевшим зарева в лесу, красных закатов, не чувствующим запахов трав у речки…
Волга и Днепр за полторы сотни лет тоже изменилась до неузнаваемости. Не изменилось только небо – ни летнее, ни зимнее, ни весеннее. И у Саврасова небо – практически подлежащее как главный член предложения, без которого не строится речь, рассыпается картина. И все время разное, родное, понятное всем. «Пиши весну так, чтобы жаворонков не было на картине видно, а песни их слышались, - говорил Саврасов своим ученикам… Без воздуха пейзаж – не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь – значит пейзаж дрянь». Так оно и есть. На саврасовских картинах людей практически нет, а «температура воздуха» везде буквально зашкаливает. Мороз – холод пробирает, пока смотришь, в оттепель хочется сказать «Прощай! Надоевшему снегу, а в летний пейзаж влезть и заснуть на природе где-то под сосной. Ну, а осень у Саврасова a la Пушкин:
…
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье…
Что касается «Грачей», то на выставке представлен один из вариантов знаменитого сюжета. Ведь Саврасов своих «Грачей» повторял, варьировал, но в каждой картине непременно главенствовала эмоция, обновление души, радость. И, наверное, потому саврасовские грачи столь живучи и столь созвучны нашим сердцам.
Галерейный центр «Артефакт». Организатор – Коллекцiонеръ Клуб
Выставка продлится до 27 ноября