Десятая юбилейная ярмарка современного искусства в Гостином дворе, которая проходила в середине сентября, завершилась. В ней участвовали 72 галереи, показавшие более полутора тысяч работ. Устроители сообщили, что за четыре дня мероприятие посетили свыше 24 тысяч, и у многих галеристов состоялись весьма успешные продажи. Правда, пресс-конференция на этот раз была довольно вялой и хилой: зачитали по бумажке пресс-релиз, озвучили приз «Лучший стенд» и… можно сказать – все. Дальше начались экскурсии. По окончании ярмарки крутые глянцевые СМИ традиционно опубликовали фото знаковых персон, которые удостоили своим посещением ярмарку.
Обойдемся без знаковых персон. Давайте действительно об искусстве. В частности, о классике. Той самой, где «холст, масло» или «холст, акрил». Ее становится с каждым годом все меньше. Художники чаще обращаются к объектам, перемешивая холсты, жанры, сюжеты, «сливая» свои концепции в серии, разрабатывая сложные тексты по принципу «чем непонятнее, тем круче». Но – не все. Хорошие тексты, названия, как и интересные холсты тоже были.
Конечно, Павел Пепперштейн (Jart Gallery) и Ринат Волигамси (11.12 Gallery) – по нынешним временам реально художники, перешедшие в разряд «классиков». Они почти ровесники. Абсолютно разные и всегда узнаваемые. Пепперштейн – основатель «психоделического реализма». Стиль Волигамси, который получил в 2014-м сразу две премии – имени Репина и Кандинского, вообще не поддается определению. Его стиль – стиль Рината Волигамси, и этим все сказано. Каждый раз интересно наблюдать за ходом его мыслей и каждый раз радуешься чужой фантазии, которая моментально становится и твоей.
Ольга Тобрелутс (Pogodina Gallery) в своей неоклассике всегда умела поражать зрителя, удивлять, наводить на размышление своими живописными фантазиями, цифровыми кодами, их внедрением в то самое классическое «холст, масло». Ее работа на ярмарке была продана за какую-то фантастическую цену.
Галерея «Гридчинхолл» показала работы своих резидентов – непременного участника практически всех мероприятий арт-резиденции Владимира Грига (почти как визитная карточка), Алексея Дубинского, выпускника академии Ильи Глазунова и Аси Феоктистовой, родившейся в Нижнем Новгороде и которая является председателем попечительского совета нижегородской галереи FUTURO. В целом получилось очень даже достойное трио: экспрессия Аси, графика Грига и «красные» фантазии Дубинского.
Кстати, о сочетаниях. Каждый стенд на ярмарке – это свое ограниченное пространство, которое выстраивает куратор и которое нужно с умом организовать. Приз за лучший стенд в этом году получила галерея Марины Гисич (непонятно – за что?). Будь наша воля, мы бы дали приз другой галерее - Ingallery, где концептуальная мысль экспозиции не расходилась с внешним содержанием. Все было продумано до мелочей: и то, как был представлен художник Аркадий Насонов, и дополнительные материалы для понимания представителя психоделического реализма с его такой говорящей живописью, как будто автор все время присутствует рядом с написанным им словами и кистью, и грамотный, причем каждый раз эксклюзивный, «инструктаж» сотрудников галереи, который они давали всем желающим познакомиться с автором. Недаром стенд был одним из самых посещаемых.
На такой же высокий «замах планки» тянула еще одна галерея – Питерская Myth Gallery, на стенде которой оказались Ульяна Подкорытова с керамическими скульптурами, Лиза Бобкова с графикой и инсталляцией и Петр Кирюша со своей порывистой живописью. Сочетание несочетаемого? Ничего подобного – все очень даже сочеталось.
И абсолютно несочетаемо выглядели три художника на стенде Artzip Gallery. «Водолазы» Леонида Тишкова как-то реально тянули на дно большие детские холсты питерской художницы Ирины Дрозд, на которых дети – образ детства и его осмысление. А Таню Пеникер мы, получается, вообще не заметили. Как такое может быть? Наверное, сработал «закон больших чисел», когда в галерее слишком уж много художников, здесь не работает. Выбрать сложно , и получается базар, рынок. Не более того.
Из знакомых художников приятно было увидеть на стенде галереи К35 работу Андрея Новикова Team, а на стенде молодой нижегородской галереи Futuro (основана в 2016 г.) полотно Сергея Карева. Мы познакомились с ним на выставке «Проявления» на заводе современного искусства «Варочный цех» аж в 2016 году.
И, конечно, впечатляет скульптура Вадима Сидура «Памятник погибшим от бомб». Это – без комментариев.
Продолжение следует