АРТ ДОСУГ

Cosmoscow-2022. Часть 1

2022
Увиденное первое

Десятая юбилейная ярмарка современного искусства в Гостином дворе, которая проходила в середине сентября, завершилась. В ней участвовали 72 галереи, показавшие более полутора тысяч работ. Устроители сообщили, что за четыре дня мероприятие посетили свыше 24 тысяч, и у многих галеристов состоялись весьма успешные продажи. Правда, пресс-конференция на этот раз была довольно вялой и хилой: зачитали по бумажке пресс-релиз, озвучили приз «Лучший стенд» и… можно сказать – все. Дальше начались экскурсии. По окончании ярмарки крутые глянцевые СМИ традиционно опубликовали фото знаковых персон, которые удостоили своим посещением ярмарку.

Обойдемся без знаковых персон. Давайте действительно об искусстве. В частности, о классике. Той самой, где «холст, масло» или «холст, акрил». Ее становится с каждым годом все меньше. Художники чаще обращаются к объектам, перемешивая холсты, жанры, сюжеты, «сливая» свои концепции в серии, разрабатывая сложные тексты по принципу «чем непонятнее, тем круче». Но – не все. Хорошие тексты, названия, как и интересные холсты тоже были.

Павел Пепперштейн.
Павел Пепперштейн. "Пробуждение искусственного интеллекта". Холст, масло, акрил. 2022

Работы Павла Пепперштейна
Работы Павла Пепперштейна

Павел Пепперштейн.
Павел Пепперштейн. "Во время интервью..." Холст, акрил. 2019

Работы Рината Волигамси
Работы Рината Волигамси

Работа Рината Волигамси
Работа Рината Волигамси

Конечно, Павел Пепперштейн (Jart Gallery) и Ринат Волигамси (11.12 Gallery) – по нынешним временам реально художники, перешедшие в разряд «классиков». Они почти ровесники. Абсолютно разные и всегда узнаваемые. Пепперштейн – основатель «психоделического реализма». Стиль Волигамси, который получил в 2014-м сразу две премии – имени Репина и Кандинского, вообще не поддается определению. Его стиль – стиль Рината Волигамси, и этим все сказано. Каждый раз интересно наблюдать за ходом его мыслей и каждый раз радуешься чужой фантазии, которая моментально становится и твоей.

Ольга Тобрелутс. Транскодированные структуры. Холст, масло.
Ольга Тобрелутс. Транскодированные структуры. Холст, масло.

Ольга Тобрелутс (Pogodina Gallery) в своей неоклассике всегда умела поражать зрителя, удивлять, наводить на размышление своими живописными фантазиями, цифровыми кодами, их внедрением в то самое классическое «холст, масло». Ее работа на ярмарке была продана за какую-то фантастическую цену.

Алексей Дубинский. Ящер. 2013-2019. Холст, акрил.
Алексей Дубинский. Ящер. 2013-2019. Холст, акрил.

Алексей Дубинский. Зенит. 2013-2019. Холст, акрил.
Алексей Дубинский. Зенит. 2013-2019. Холст, акрил.
Ася Феоктистова. Случайно увиденное. 2022.
Ася Феоктистова. Случайно увиденное. 2022.

Галерея «Гридчинхолл» показала работы своих резидентов – непременного участника практически всех мероприятий арт-резиденции Владимира Грига (почти как визитная карточка), Алексея Дубинского, выпускника академии Ильи Глазунова и Аси Феоктистовой, родившейся в Нижнем Новгороде и которая является председателем попечительского совета нижегородской галереи FUTURO. В целом получилось очень даже достойное трио: экспрессия Аси, графика Грига и «красные» фантазии Дубинского.

Аркадий Насонов. Серия
Аркадий Насонов. Серия "Из алфавитного справочника снов". 1998-2003. Графический лист с 5-6 клеймами. Бумага, клейма, чернила
Аркадий Насонов. Иногда кажется будто любишь бесконечно и беспредельно. 1993. Серия
Аркадий Насонов. Иногда кажется будто любишь бесконечно и беспредельно. 1993. Серия "Вознесение наблюдателя к метеорологу" Холст, масло.

Кстати, о сочетаниях. Каждый стенд на ярмарке – это свое ограниченное пространство, которое выстраивает куратор и которое нужно с умом организовать. Приз за лучший стенд в этом году получила галерея Марины Гисич (непонятно – за что?). Будь наша  воля, мы  бы дали приз другой галерее - Ingallery, где концептуальная мысль экспозиции не расходилась с внешним содержанием. Все было продумано до мелочей: и то, как был представлен художник Аркадий Насонов, и дополнительные материалы для понимания представителя психоделического реализма с его такой говорящей живописью, как будто автор все время присутствует рядом с написанным им словами и кистью, и грамотный, причем каждый раз эксклюзивный, «инструктаж» сотрудников галереи, который они давали всем желающим познакомиться с автором. Недаром стенд был одним из самых посещаемых.

Петр Кирюша Ничейная земля. Холст, акрил. 2020
Петр Кирюша Ничейная земля. Холст, акрил. 2020

Петр Кирюша. Ничейная земля. Холст, акрил. 2020
Петр Кирюша. Ничейная земля. Холст, акрил. 2020

На такой же высокий «замах планки» тянула еще одна галерея – Питерская Myth Gallery, на стенде которой оказались Ульяна Подкорытова с керамическими скульптурами, Лиза Бобкова с графикой и инсталляцией и Петр Кирюша со своей порывистой живописью. Сочетание несочетаемого? Ничего подобного – все очень даже сочеталось.

Ирина Дрозд. Не смотри, это не вкусно. 2020. Холст, масло
Ирина Дрозд. Не смотри, это не вкусно. 2020. Холст, масло

Ирина Дрозд. Рана на пальце. Холст, масло
Ирина Дрозд. Рана на пальце. Холст, масло

Леонид Тишков. Из серии
Леонид Тишков. Из серии "Водолазы" 2022 Бумага советских времен, тушь, акриловые белила

И абсолютно несочетаемо выглядели три художника на стенде Artzip Gallery. «Водолазы» Леонида Тишкова как-то реально тянули на дно большие детские холсты питерской художницы Ирины Дрозд, на которых дети – образ детства и его осмысление. А Таню Пеникер мы, получается, вообще не заметили. Как такое может быть? Наверное, сработал «закон больших чисел», когда в галерее слишком уж много художников, здесь не работает. Выбрать сложно , и получается базар, рынок. Не более того.

Андрей Новиков. Team, 2022, холст, масло
Андрей Новиков. Team, 2022, холст, масло

Сергей Карев. Галерея Futuro, Нижнимй Новгород
Сергей Карев. Галерея Futuro, Нижнимй Новгород

Из знакомых художников приятно было увидеть на стенде галереи К35 работу Андрея Новикова Team, а на стенде молодой нижегородской галереи Futuro (основана в 2016 г.) полотно Сергея Карева. Мы познакомились с ним на выставке «Проявления» на заводе современного искусства «Варочный цех» аж в 2016 году.

Вадим Сидур. Памятник погибшим от бомб
Вадим Сидур. Памятник погибшим от бомб

И, конечно, впечатляет скульптура Вадима Сидура «Памятник погибшим от бомб». Это – без комментариев.

Продолжение следует