АРТ ДОСУГ

Artfest-2021

2021
Заметки с IV международного интерактивного фестиваля современного искусства

Несмотря на сложные обстоятельства, возникшие сейчас в столице, фестиваль современного искусства в Манеже все же состоялся. Именно – фестиваль с бесплатным посещением и множеством мастер-классов и лекций – но это уже за деньги. Придуманный устроителями концепт мероприятия не содержит что-то эдакое заумное и называется «путь новой реальности». Эти слова так или иначе звучат в названиях выставок самого разного уровня, на которых эта тема – ограничения, локдаун и все, что с этим связано, муссируется на все лады.

На выставке было заявлено более трехсот произведений искусства 64-х художников из 23-х стран. По какому принципу их отбирали – трудно сказать, хотя наверняка какой-то был. Что хорошо? В отличие от Cosmoscow здесь про каждого участника напечатана маленькая информация, что важно для тех, кто пришел на подобную выставку первый раз.

Далее: темы лекций весьма притягательны. Мастер-классы еще более притягательны – так и хочется взяться за кисть. Принцип размещения художников тоже не с потолка свалился – вроде все по-умному. Если спросить себя, какой впечатление произвела выставка, то сразу ответить трудно. В чем-то странное и приятное, в чем-то двойственное. Акварели и пастели впечатлили – однозначно. Восток явно наступает на пятки Западу – тоже заметно. Художники из серии «самоучки» настораживают. Вроде мы  вот научились, к чему и вас призываем. Впрочем, не хотим никаких выводов, потому что они весьма субъективны.

Брайан Бейли. Сидящая обнаженная на зеленом фоне. Пастель, уголь, бумага
Брайан Бейли. Сидящая обнаженная на зеленом фоне. Пастель, уголь, бумага


Брайан Бейли. Обнаженная отдыхает. Пастель, уголь, бумага
Брайан Бейли. Обнаженная отдыхает. Пастель, уголь, бумага
Брайан Бейли. Возлежащая обнаженная. Пастель, карандаш конте, бумага

Брайан Бейли. Возлежащая обнаженная. Пастель, карандаш конте, бумага
Брайан Бейли. Сидящая обнаженная на красном фоне. Пастель, уголь, масло
Брайан Бейли. Сидящая обнаженная на красном фоне. Пастель, уголь, масло
Брайан Бейли. Сидящая обнаженная на синем фоне. Пастель, уголь, бумага
Брайан Бейли. Сидящая обнаженная на синем фоне. Пастель, уголь, бумага

Лучше пройдемся по выставке.
Брайан Бейли из США когда-то был иллюстратором, а потом решил посвятить себя пастели. Смелое решение, ничего не скажешь. Он вроде нигде и не учился, точнее, учился на улице, а потом взял и выиграл главный приз на Национальной пастельной выставке в Нью-Йорке. Сейчас его работы в государственных и частных коллекциях. Обнаженная натура – одна из его любимых тем. Смотришь, и кажется, что это и не пастель вовсе, а самое настоящее масло. Во владении техникой ему не откажешь.

Не откажешь в том же самом – владении техникой – и художнику из Индии Амиту Капуру. Только здесь акварель. Он, конечно, один из ведущих аквалеристов своей страны. Его сюжеты с островов Мальты полны мягкого лиризма, хотя полотна большие, а прорисовка деталей, краски, сочность хрупкого акварельного штриха вызывают удивление. Все-таки в акварели мы больше видим какие-нибудь пейзажики. А у Амита такие монументальные полотна.


Амит Капур. Лодки Италии. Бумага, акварель
Амит Капур. Лодки Италии. Бумага, акварель

Амит Капур. Красоты Мальты. Акварель
Амит Капур. Красоты Мальты. Акварель

Амит Капур. Мальта. Акварель
Амит Капур. Мальта. Акварель

Анна Березовская называет свою живопись поэтическим реализмом. Чего-чего, а поэзии на ее холстах хоть отбавляй. Некий микс из абстракции, сюра и чего-то еще неведомого. И – заметьте – восприятие любого ее полотна зависит от нашего собственного вкуса. Вокруг ее полотен толкалось много публики, невозможно было даже нормально сфотографировать, а потому получилось только одно фото. Стиль Анны узнаваем, с другими художниками ее уж точно не спутаешь.

Анна Березовская. Вечернее кино. Холст,  масло
Анна Березовская. Вечернее кино. Холст, масло

Узбекский художник Дмитрий Лигай – настоящий фантаст в живописи. В одном из интервью он как-то сказал: сегодня как никогда технологии при наличии таланта и амбиций позволяют создавать фантастические вещи. Вот он и использует все современные возможности: фотошоп и аэрограф, акварель и акрил. И многое другое. Клиентов у него предостаточно: от Яндекса и Сбербанка до Esquire и Rolling stone. Его полотно «Неприятие» действительно вызывает неприятие современного непрочного цветного мусора, в котором мы вот-вот утонем, наверное, все.


6Дмитрий Лигай. Непринятие. Холст, масло
Дмитрий Лигай. Непринятие. Холст, масло

Француженка Лора Гульшани – абсолютно успешный fashion-иллюстратор, которая создаёт работы для Burberry, Chanel, Missoni, Salvatore Ferragamo, Vogue. В одном из интервью глянцевому журналу она сказала: «…на мой взгляд, бренды сегодня с удовольствием используют самые разные креативные методы продвижения. Возможно, это связано с тем, что потенциального покупателя всё труднее удивлять и нужно создавать нечто действительно уникальное, чтобы это запомнилось и вызвало отклик. И здесь художники становятся очень востребованными, потому что мы можем воплотить любую идею в жизнь..» И ее авторский стиль – владение самим стилем.


Лора Гульшани. За чтением. Холст, масло
Лора Гульшани. За чтением. Холст, масло

Александр Насекин. Тайна геометрии пирамиды. Бумага, авторская техника. 2010
Александр Насекин. Тайна геометрии пирамиды. Бумага, авторская техника. 2010

Александр Насекин – заслуженный художник Чувашии, и за последние два десятилетия каждый год устраивал персональные выставки. Причем не только в России, но и за рубежом. Не пытайтесь даже разгадать его авторскую технику – ничего не получится. Его вообще не «привяжешь» ни к какому течению с «измом» на конце. Он – сам по себе, такой наивный и такой прозрачный. Хочется добавить – философский, но это было бы неправильно. Он свои картины называет, а потому надо исходить от авторского посыла, и тогда все станет ясно и понятно.


Если откровенно, то особых находок я на ярмарке мы не нашли. Такое впечатление, что все это мы уже видели.

Академия Artlife вовсю пиарила своих художников, и судя по тому, сколько народу толкалось у стойки Академии, то научиться рисовать хотят очень многие. Радоваться ли такому массовому интересу к живописи или нет, покажет будущее. Может, и не нужно рваться во всякие там Суриковки, Строгановки, Репы и т.д, если за короткий срок вас научат рисовать настоящие профи.


Уилл Юй. МЫ. Холст, масло
Уилл Юй. МЫ. Холст, масло

Сразу при входе в Манеж посетителей встречало большое полотно тайваньского художника Уилл Юй. Девочка, маски, сзади – карта мира. На злобу дня и назло пандемии. Ну, и чтоб не забывали, в какое время живем.


Хуан Мигель Паласиос. Из серии Wounds. Смешанная техника
Хуан Мигель Паласиос. Из серии Wounds. Смешанная техника

Хуан Мигель Паласиос. Испания.
Хуан Мигель Паласиос. Испания.

Среди хедлайнеров фестиваля самые разные художники из разных стран, которые продемонстрировали высокий уровень техники, но не самый высокий уровень концептуальный. Вряд ли ошибемся, если скажем, что на ярмарку выставочного лидера современного искусства – Сosmoscow – не взяли бы практически никого. Если только испанца Хуана Мигеля Паласиоса, который был и реалистом, и муралистом, и стрит-артом увлекался.
И вот свой авторский стиль – без холста, на виниловой пленке. Смело, нечего сказать. Необычно. Впечатляет.


Марк Теннант. США. Фастфуд. Холст, масло
Марк Теннант. США. Фастфуд. Холст, масло

Работы Марка Теннанта мы видели в Сан-Франциско в 2009-м, когда он преподавал в Университете академии искусств. Типичный американский фигурант, изобличающий образ жизни своих соотечественников. Страшно любит рисовать подростков с их максимализмом во всем.


Мартинес Аранцасу. Испания. Абсолютное доверие. Спящая красавица. Холст, масло
Мартинес Аранцасу. Испания. Абсолютное доверие. Спящая красавица. Холст, масло

Пожалуй, больше всего публика торчала у картин Аранцасу Мартинес. На фоне ее «Вечной жизни» не фотографировались только ленивые (сейчас это модно сниматься на выставках). Дочь скульптора, Мартинес училась академической живописи, но потом ее привлекло создание сложных композиций где-то на грани реализма, символизма с некими романтическими нотками. В мастерстве ей, конечно, не откажешь.


Настя Миро. Россия. Моя гордость. Холст, темпера
Настя Миро. Россия. Моя гордость. Холст, темпера

Лично нам ближе работы Насти Миро. Проект «Взгляд на Восток» (холст, темпера) привлекает свежестью трактовки. В ее работах прослеживается собственная мысль, а не какие-то «задворки» представлений о пресловутом Востоке.

Онг Кин Сенг. Сингапур. Виды Юньона. Акварель
Онг Кин Сенг. Сингапур. Виды Юньона. Акварель

Пабло Рубен. Испания. Дом на холме. Бумага, акварель
Пабло Рубен. Испания. Дом на холме. Бумага, акварель

Рукие Гарип. Турция. Отражение. Бумага, акварель
Рукие Гарип. Турция. Отражение. Бумага, акварель

А вот три аквалериста.

Это, во-первых, Онг Ким Сен из Сингапура. Да, его работы есть даже в коллекции королевы Великобритании, и на аукционах Sotheby’s он тоже продавался. И его Восток, выраженный в акварели, необычен тем, что он… обычен, он настоящий, и зритель верит каждому штриху.

Испанский художник Пабло Рубен с акварелью работает последние 15 лет, преподает, устраивает мастер-классы в разных странах, и основная тема его творчества – архитектура, индустриальный пейзаж.

Рукие Гарип – из Турции. Она в свое время была и стилистом, и керамистом, и преподавателем живописи для детей. Акварель у нее такая классическая, слегка меланхолическая, нежная, ну, словом, женская.

Глеб Скубачевский.
Глеб Скубачевский.

Глеб Скубачевский
Глеб Скубачевский

Галерея Askeri, помимо Хуана Паласиоса, показала на выставке работы Глеба Скубачевского, столь виртуозно балансирующего между дизайном и живописью. А еще скульптурой. Он учился у таких «столпов» современного искусства, как Айдан Салахова и Сергей Оссовский. Арт-объекты Скубачевского необычны хотя бы тем, что их вряд ли понимает неподготовленная публика. Впрочем, молодежи нравится все такое непонятное.

Работа Валерии Куликовой
Работа Валерии Куликовой

Не совсем понятно, чем привлекательна пастель Валерии Куликовой. Напоминает фотографию и фотошоп. Красиво, но мысли тут не видим. Посмотрели иллюстрации художницы в Инете – вот там все неплохо.

Ли Чан Пэнг. Тайвань. Лунная соната Холст, масло
Ли Чан Пэнг. Тайвань. Лунная соната Холст, масло

И, наконец, еще один тайваньский художник. Это Ло Чан Пенг. Его демонические женские портреты несколько странные, но имеют оглушительный успех у пресыщенной реализмом и символизмом публики. Все женщины, дети и подростки на его картинах не то ведьмы, не то вампирши, которые вот-вот выйдут за живописные рамки и вцепятся вам в горло. Но вот же нравится такая живопись, такой вампирный реализм.

А вообще срез живописи на фестивале настолько разнообразен, что уловить какую-то концепцию было просто невозможно, но какой-то новой реальности здесь не было и в помине. В чем она выражалась конкретно?
Думаем, что устроители вряд ли ответят на этот вопрос.




#adgroupart#москва#художник#искусство #изобразительноеискусство #живопись  #art #artnews #ad #искусство #реклама #публикация #новости #артновости #рекламноеагенство #выставки#искусство #живопись#искусство#современное искусство#artfest#фестиваль современного искусства#выставочныйзалМанеж#artfest#фестивальсовременного искусства#