На разнообразные работы выставки 50 номинантов премии Анатолия Зверева, которую учредил музей его имени, можно взглянуть в ЦСИ Винзавод.
Цель Премии – благородная, условия – демократичные, материальные блага для первых трех мест вполне даже. Как члены Экспертного Совета, которые сами выставились в музее в самом центре столицы под названием «А судьи кто?», разбирались с двумя тысячами заявок, поданных на конкурс, оставим на их совести.
На фотошопских прилизанных фотографиях с выставки, которые появились в некоторых весьма уважаемых журналах, экспозиция смотрится вполне респектабельно. Но в жизни – всё наоборот. Какое-то жуткое огромное винохранилище, где когда-то в большом количестве стояли винные бочки и откуда, кажется, еще и запах не выветрился, разместились объекты и живописные работы молодых художников. Уверена, что на предпоказе от критиков сыпались комплименты устроителям и с умными лицами умные критики читали сопроводиловки.
Общее впечатление – много всего, но глаз почти ни на чем не задерживался. Хотелось одного – как можно скорее выйти на свежий воздух. Вот «Раскаты наивности» – интерактивная звуковая инсталляция Маяны Насыбулловой. В тексте про эту конструкцию такой «замес», что диву даешься: от оды облакам, как извечному объекту мировой живописи, до сентенций о Памяти и Истории. Но в этой «винной бочке» конструкция не смотрится.
«Немое зарево» Егора Федоричева (у него аж три художественных образования, что, конечно, обязывает) действительно всего лишь занавес. Видимо, по принципу «весь мир – театр». Вообще «монументов» здесь немало. Тянет же молодежь на размеры, ей-Богу! И потому не хочется поправляться и даже смотреть ковидной правде в глаза, глядя на панно Тима Парщикова.
Более любопытна композиция Антонины Фатхуллиной «Марсий. Про-форма». Такой вот мусор под символическим Мавзолеем. Как памятник всем памятникам прошлых эпох (нечто подобное мы видели в Лондоне в галерее Тэйт 10 лет назад). Однако мусор – это что – кусок искусства?
Впрочем, что там мусор – посмотрите на скульптуры Александра Кутового в проекте «Метамеханика». Мы теперь в цифровом мире – вот такие, безного-безрукие. Мысль понятна, но вот воплощение…
Александр Дашевский. Автономия
Вова Перкин. Рождение идеи
В этом смысле – о роли художника сегодня – «постройка» Александра Дашевского внушает доверительное уважение. И его мысленные страдания, столь очевидно выставленные напоказ, понятны невооруженным глазом. И потому уже интересны. Как интересен и «перкинизм» Вовы Перкина. Позитивный юноша. За что ему простое спасибо.
Владимир Абих. Субтитры
Влад Кульков. Нулевая степень письма
Модное нынче уличное искусство, в контексте которого работает Владимир Абих (Субтитры. Фотография, видео), привлекает уже тем, что мы, зрители, становимся полноправными участниками проекта.
В резюме автор пишет: «…Глобально это попытка раскрыть потенциал пространства, наделить город голосом, стереть границы между видимым и воображаемым».
Наверное, и «Нулевая степень письма» Влада Кулькова тоже в определенном смысле уличное искусство. Такие большие экспрессивные полотна так и хочется вынести из этого темного подвала наружу, на стену, на люди, что называется. Им тут тесно.
Анна Андржиевская. Горнозаводское направление
Работы Владимира Потапова
Семен Мотолянец. Цветоделение протеста
И «Горнозаводское направление» Анны Андржиевской очень примечательное. Да, что-то от Кандинского. Ну и что? Такой вот своеобразный гимн Пермскому краю с элементами наивного сюра, яркий и красочный.
А вот Владимир Потапов уже повторяется со своим сдиранием краски и подглядыванием в коммунальные дебри. Мы устали от «Зуда истории».
Гораздо ярче «цветные штучки-символы», которые придумал выпускник. академии Штиглица Семен Мотолянец. Это тоже гимн – цветным революциям.
Алексей Круткин. Пусть будет так
Алексей Круткин. Пусть будет так
Малые формы, если не сказать, просто крохотные, продемонстрировал Алексей Круткин или просто Леха Г. в проекте «Пусть будет так». Вот что-то нашел ненужное и сломанное – и сделал экспонат. И назвал его. И подписал. Очень здорово!
Елена Аносова. Раздевалка
Елена Аносова. Раздевалка
В «Раздевалке» Елены Аносовой, выпускницы Московской школы мультимедиа и фотографии имени Родченко, люди просто… раздеваются. В разных местах, второпях или не торопясь – неважно. В своем проекте художник «исследует тему личных границ, эмоциональных переживаний, страха и отсутствия безопасности». Конечно, раздевание – процесс интимный, но здесь он становится метафорой, неким уязвимым процессом нашей повседневности, переходящей в символ.
Выставка открыта до 21 ноября. Винзавод. Большое винохранилище.