- На самом деле те, кто уже писал о выставке, в один голос утверждали, что ее куратор директор Петербургского театрального музея Наталья Метелица «совершила по нынешним временем настоящий подвиг». Ведь она сумела собрать экспозицию из 26 отечественных и зарубежных музеев. Вы согласны с этим утверждением?
- Вы считаете, что именно в этом его новаторство?
- Поясните, что значит – системный подход? Системный подход в чем – в экспозиции или в осмыслении дягилевского окружения?
- Да, конечно. Ведь вот ищешь информацию о человеке, а там сухим языком вся биография умещается в три строчки. Кто такой Сергей Дягилев? «Русский театральный и художественный деятель, один из основателей группы «Мир Искусства»… и дальше в том же духе. А ведь в его окружении действительно одни «звезды». Александр Бенуа только чего стоит! Он же с 1903 года редактировал «Мир искусства вместе с Дягилевым. И какие художники участвовали в издании! Репин, Сомов, Поленов, Васнецовы, Нестеров, Серов, Левитан, Коровин, Бакст, Лансере…
- Наверное, каждая личность из окружения Сергея Дягилева – выдающаяся. Проходят годы. Кого-то мы предаем забвению, кого-то канонизируем. В круговороте информации порой трудно отличить всякого рода шелуху от истинного непреходящего искусства. Кем остался в истории великий импресарио Сергей Дягилев? Деятелем отечественной культуры? Новатором? Любителем сенсаций? В нем переплелось все. Недаром его жизненный девиз звучал так: «Сжигать то, чему поклонялся, и поклоняться тому, что сжигал». Он оставил после себя огромный «Мир искусства», которому мы сегодня тоже поклоняемся.