- На самом деле те, кто уже писал о выставке, в один голос утверждали, что ее куратор директор Петербургского театрального музея Наталья Метелица «совершила по нынешним временем настоящий подвиг». Ведь она сумела собрать экспозицию из 26 отечественных и зарубежных музеев. Вы согласны с этим утверждением?
Марианна Гушелик.: Да, это, безусловно, событие. И название, как никакое другое, отражает суть выставки, если учесть, что из некоего средоточия, схождения судеб в одной точке и амбиций одного человека родилось удивительное явление под названием Дягилевские сезоны. Ведь что по сути сделал Дягилев? Он добился самого настоящего синергетического эффекта, собрав воедино пластическое искусство, музыку и живопись. И получилась объемная триада живого искусства. То есть Дягилев каким-то своим чутьем сумел ухватить этот неуловимый синтетизм искусств – и все сразу заиграло другими красками, все. И балет, и музыка, и живопись.
Государственный музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге
Экспозиция музея. Фото Василия Иванова
На переднем плане: Тамара Карсавина. Худ. А.Эберлинг, 1910-е, СПбГМТиМИ
Ида Рубинштейн. Худ. С.Соломко, 1909. Коллекция М.Камидиана, Париж.Фото Василия Иванова
- Вы считаете, что именно в этом его новаторство?
М.Г.: Да, конечно. А от выставки сложилось впечатление, что она композиционно очень грамотно построена. Не побоюсь сказать: она помогает философски осмыслить события того времени и системно взглянуть на процессы, происходящие тогда.
- Поясните, что значит – системный подход? Системный подход в чем – в экспозиции или в осмыслении дягилевского окружения?
М.Г.: Имею в виду горизонтальные и вертикальные связи между всеми участниками Сезонов, хотя любой процесс всегда неоднозначен, в нем всегда есть начало, «набор высоты» и неизбежный финал, конец. У Дягилева было все в жизни: метания, взлеты, моменты принятия решений. И здесь, на выставке, всматриваясь в портреты, документы, письма, слушая музыку, мы как бы увидели не музейные мертвые экспонаты, а реальных людей, которые в то далекое время дали миру столь необычный невидимый синергетический эффект. Мы услышали, как они неистово спорили, как описывали друг другу свои чувства. Мы как будто посмотрели захватывающий сериал, в котором много сюжетных линий, но они все связаны между собой – и все это жутко интересно. В любом случае высвечивается некое средоточие нужных людей в одном месте. Вот один факт. Александр Бенуа и Дмитрий Философов окончили одну гимназию – Карла Мая в Санкт-Петербурге. Ее же окончил через три года и Николай Рерих. И именно эти люди участвовали в создании «Мира искусства». Уже тогда они были авангардистами. А у Дягилева его собственные амбиции «работали» в нужном ключе. О нем многие высказывались весьма нелицеприятно, считали его выскочкой, у него был сложный характер, но какое сейчас это имеет значение! Благодаря Дягилеву мы выкатились на авансцену европейского искусства.
- Да, конечно. Ведь вот ищешь информацию о человеке, а там сухим языком вся биография умещается в три строчки. Кто такой Сергей Дягилев? «Русский театральный и художественный деятель, один из основателей группы «Мир Искусства»… и дальше в том же духе. А ведь в его окружении действительно одни «звезды». Александр Бенуа только чего стоит! Он же с 1903 года редактировал «Мир искусства вместе с Дягилевым. И какие художники участвовали в издании! Репин, Сомов, Поленов, Васнецовы, Нестеров, Серов, Левитан, Коровин, Бакст, Лансере…
Сергей Дягилев. Худ.М.Джордж Мишель. Коллекция CHANEL, Париж Фото Василия Иванова
Афиша Выставки русских и финляндских художников. Худ.К.Сомов, 1898, ГРМ. Фото Василия Иванова
Вацлав Нижинский. Худ.В.Серов, 1910-е, СПбГТМиМИ. Фото Василия Иванова
Гийом Аполлинер. Худ.А.Матисс, 1952, ГЭ. Фото Василия Иванова
М.Г.: Кстати, насчет Бенуа. Он же юрист по образованию и, будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, как-то прочитал на немецком языке «Историю живописи в XIX в.» Рихарда Мутера, в которой не было ни слова о русских художниках. Возмущению Бенуа не было конца, и он написал Мутеру письмо. Реакция последнего оказалась довольно неожиданной: Мутер извинился, что не упомянул российских живописцев, так как ничего о них не знал и предложил Бенуа самому написать недостающую главу. А впоследствии Александр Бенуа написал книгу «История русской живописи в XIX веке».
Как подкрепление выставке Дягилева сейчас в Михайловском замке проходит и другая – «Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения». Выставка включает в себя значительную часть наследия Александра Бенуа: исторические и жанровые композиции, пейзажи, книжные иллюстрации, театральные эскизы.
- Наверное, каждая личность из окружения Сергея Дягилева – выдающаяся. Проходят годы. Кого-то мы предаем забвению, кого-то канонизируем. В круговороте информации порой трудно отличить всякого рода шелуху от истинного непреходящего искусства. Кем остался в истории великий импресарио Сергей Дягилев? Деятелем отечественной культуры? Новатором? Любителем сенсаций? В нем переплелось все. Недаром его жизненный девиз звучал так: «Сжигать то, чему поклонялся, и поклоняться тому, что сжигал». Он оставил после себя огромный «Мир искусства», которому мы сегодня тоже поклоняемся.