АРТ ДНЕВНИК

1 июля в ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась выставка с интригующим названием «Не только Брейгель»

2025-07-08 11:00 2025
Наверное, самая главная фигура на этой выставке – Иероним Кок, художник, гравер, персонаж в высшей степени любопытный. В 1548 году в Антверпене он с женой открыл небольшое предприятие по изготовлению и распространению печатных эстампов «На четырех ветрах», которое просуществовало чуть более двадцати лет. Дела шли хорошо, и постепенно Кок превратил Антверпен в центр мировой печатной индустрии.

Издательский дом Иеронима Кока выпустил почти 1400 наименований эстампов. Их тематика самая разнообразная: идиллические пейзажи, римские руины, разнообразные аллегории. Для людей XVI века эти гравюры были как бы современной фотографией.
Гравюру с портрета самого Иеронима Кока работы Франса Поурбюса сделал Иоханнес Вирикс. Портрет, скорее всего, посмертный, так как на нем Кок держит в руках череп.
А вот знаменитую фреску Рафаэля «Афинская школа» автор слегка изменил, но суть осталась прежней. Знаменитый итальянский чеканщик мантуанской школы художников Джорджо Гизи сделал гравюру в 1550 году в самом начале карьерного взлета издательского дома «На четырех ветрах».
Питер ван дер Хейден. По рисунку Питера Брейгеля Старшего. Элк, или каждый. 1558-1660. Гравюра резцом. ГМИИ им.А.С.Пушкина
О личности фламандского живописца и гравера Ван дер Хейдена известно мало, но есть абсолютно точная информация, что с 1558 года он уже сотрудничал с издательством «На четырех ветрах». Перед нами весьма актуальная по теме гравюра по рисунку Питера Брейгеля Старшего «Элк или каждый», сопровождаемая текстом: «Всякий наживу себе вожделеет обресть отовсюду. Тащит и этот, и тот, охвачены страстью стяжанья». Прямо-таки про нынешнее время и нюансы обладания всякого рода собственностью. Еще Ван дер Хайден подготовил для издательства Иеронима Кока серию гравюр «Семь смертных грехов». Душа, которая запуталась в грехах, считал Брейгель, не может быть спокойной, хотя многие его рисунки вызывали у зрителей лишь иронический смех.
Корнелис Корт сам был учеником Иеронима Кока, а затем сотрудником издательства. Он не просто создавал гравюры, а даже усовершенствовал офортный штрих, и таким образом получал более экспрессивные живописные офорты.
По оригиналам Брейгеля работал и родоначальник большой семьи граверов Галле – Филипс, который, собственно, управлял печатной мастерской Иеронима Кока. Одна из них сделана по рисунку Франса Флориса де Вриндта, который тоже, в свою очередь, был из династии художников. Он много ездил, везде учился, и в его манере и сюжетах соединились школы Рима и Флоренции. Он был весьма предприимчивым, открыв в Антверпене школу граверов, а писал в основном на религиозные и исторические темы. «Жертвоприношение Авраама» написано в 1560 году на библейскую тему. Этакие «проказы» Всевышнего: Бог заставляет Авраама принести в жертву сына. Авраам покоряется, но тут Ангел Господень останавливает его и указывает на овна.
Гравюры Римских форумов самого Иеронима Кока сделаны им по собственным рисункам, а также по рисункам Мартена ван Хемскерка, который в 1530-х три года провел в Риме, а также по рисункам других художников. Эта серия так и называется – «Римские руины». Самое интересное, что почти все эти руины сохранились и по сей день. Архитектурные гравюры имели большой коммерческий успех, учитывая большой интерес нидерландцев к искусству Ренессанса в Италии.
Еще в 1548 году Иероним Кок опубликовал в Антверпене ряд гравюр по рисункам Флориса младшего, а через восемь лет издал целую серию гротескных работ, которые гравировал Иоханнес Дутекюм. Они очень любопытны, на них изображены всякого рода существа, растения, животные.
Ханс Бол. Пейзаж с замком и погонщиком стада. 1560-1561. Перо, коричневые чернила. ГМИИ им.А.С.Пушкина
Надо сказать, что все гравюры черно-белые, раскрашивать их было не принято, и вообще это дорогое удовольствие. Вот «Пейзаж с замком и погонщиком стада» который выполнил в 1560-1561 гг. фламандский живописец, рисовальщик и гравером Ханс Бол, написан пером и коричневыми чернилами. В сопровождении пейзажа написано: «Рисунок представляет собой проект гравюры. Тщательность исполнения говорит о том, что он предназначался для гравирования: сопоставление с эстампом показывает, что гравер воспроизвел рисунок в точности, почти штрих в штрих».
И еще хочется отметить, что такого рода выставка, где представлена столь редкая графика, организована впервые, а потому ее стоит посмотреть.
Фото: Екатерина Дубовская
Даты проведения: 1 июля — 12 октября 2025 года
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12), зал 31
Куратор: Наталия Маркова, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина
#ГМИИим.А.С.Пушкина#выставки#искусство#изобразительноеискусство#нидерландскаягравюраXVIвека#выставкаНетолькоБрейгель#adgroupart