АРТ ДНЕВНИК

1 июля в ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась выставка с интригующим названием «Не только Брейгель»

2025
Наверное, самая главная фигура на этой выставке – Иероним Кок, художник, гравер, персонаж в высшей степени любопытный. В 1548 году в Антверпене он с женой открыл небольшое предприятие по изготовлению и распространению печатных эстампов «На четырех ветрах», которое просуществовало чуть более двадцати лет. Дела шли хорошо, и постепенно Кок превратил Антверпен в центр мировой печатной индустрии.

Издательский дом Иеронима Кока выпустил почти 1400 наименований эстампов. Их тематика самая разнообразная: идиллические пейзажи, римские руины, разнообразные аллегории. Для людей XVI века эти гравюры были как бы современной фотографией.
-2
Иоханнес Вирикс. 1549-1620. По композиции Франса Поурбюса Старшего. Портрет Иеронима Кока. Из серии "Портреты некоторых знаменитых художников" Нижней Германии. 1572. Гравюра резцом. ГМИИ им.А.С.Пушкина
Джорджио Гизи. 1520-1583. По композиции Рафаэля Санти
Гравюру с портрета самого Иеронима Кока работы Франса Поурбюса сделал Иоханнес Вирикс. Портрет, скорее всего, посмертный, так как на нем Кок держит в руках череп.
А вот знаменитую фреску Рафаэля «Афинская школа» автор слегка изменил, но суть осталась прежней. Знаменитый итальянский чеканщик мантуанской школы художников Джорджо Гизи сделал гравюру в 1550 году в самом начале карьерного взлета издательского дома «На четырех ветрах».
Питер ван дер Хейден. По рисунку Питера Брейгеля Старшего. Элк, или каждый. 1558-1660. Гравюра резцом. ГМИИ им.А.С.Пушкина
Питер ван дер Хейден. По рисунку Питера Брейгеля Старшего. Элк, или каждый. 1558-1660. Гравюра резцом. ГМИИ им.А.С.Пушкина
-6
Питер ван дер Хейден. Около 1530-после 1572. По рисунку Питера Брейгеля Старшего. Зависть. Из серии "Семь смертных грехов". 1558. Гравюра резцом ГМИИ им.А.С.Пушкина
Питер ван дер Хейден. По мотивам Питера Брейгеля Старшего "Семь смертных грехов". Гордыня
Наталия Маркова, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина
-10
О личности фламандского живописца и гравера Ван дер Хейдена известно мало, но есть абсолютно точная информация, что с 1558 года он уже сотрудничал с издательством «На четырех ветрах». Перед нами весьма актуальная по теме гравюра по рисунку Питера Брейгеля Старшего «Элк или каждый», сопровождаемая текстом: «Всякий наживу себе вожделеет обресть отовсюду. Тащит и этот, и тот, охвачены страстью стяжанья». Прямо-таки про нынешнее время и нюансы обладания всякого рода собственностью. Еще Ван дер Хайден подготовил для издательства Иеронима Кока серию гравюр «Семь смертных грехов». Душа, которая запуталась в грехах, считал Брейгель, не может быть спокойной, хотя многие его рисунки вызывали у зрителей лишь иронический смех.
Корнелис Корт. 1533/36-1578. С картины Рогира ван дер Вейдена. Снятие с креста. 1565. Гравюра резцом. Российская национальная библиотека. СПб
Корнелис Корт сам был учеником Иеронима Кока, а затем сотрудником издательства. Он не просто создавал гравюры, а даже усовершенствовал офортный штрих, и таким образом получал более экспрессивные живописные офорты.
Филипс Галле. 1537-1612. По рисунку Франса Флориса де Вриндта. Жертвоприношение Авраама. Около 1560. Гравюра резцом. Российская гос. библиотека
По оригиналам Брейгеля работал и родоначальник большой семьи граверов Галле – Филипс, который, собственно, управлял печатной мастерской Иеронима Кока. Одна из них сделана по рисунку Франса Флориса де Вриндта, который тоже, в свою очередь, был из династии художников. Он много ездил, везде учился, и в его манере и сюжетах соединились школы Рима и Флоренции. Он был весьма предприимчивым, открыв в Антверпене школу граверов, а писал в основном на религиозные и исторические темы. «Жертвоприношение Авраама» написано в 1560 году на библейскую тему. Этакие «проказы» Всевышнего: Бог заставляет Авраама принести в жертву сына. Авраам покоряется, но тут Ангел Господень останавливает его и указывает на овна.
Иероним Кок. Вид Римского форума с Капитолийского холма. 1551. Из серии "Римские руины". Офорт
Иероним Кок.Вид неизвестных руин. 1551. Из серии "Римские руины". Офорт.
Гравюры Римских форумов самого Иеронима Кока сделаны им по собственным рисункам, а также по рисункам Мартена ван Хемскерка, который в 1530-х три года провел в Риме, а также по рисункам других художников. Эта серия так и называется – «Римские руины». Самое интересное, что почти все эти руины сохранились и по сей день. Архитектурные гравюры имели большой коммерческий успех, учитывая большой интерес нидерландцев к искусству Ренессанса в Италии.
-18
Иоханнес (Ян) Дутекюм Старший. 1530-1805. По мотивам композиции Флориса младшего. Гротескная композиция с персонификацией Земли
Еще в 1548 году Иероним Кок опубликовал в Антверпене ряд гравюр по рисункам Флориса младшего, а через восемь лет издал целую серию гротескных работ, которые гравировал Иоханнес Дутекюм. Они очень любопытны, на них изображены всякого рода существа, растения, животные.
Ханс Бол. Пейзаж с замком и погонщиком стада. 1560-1561. Перо, коричневые чернила. ГМИИ им.А.С.Пушкина
Ханс Бол. Пейзаж с замком и погонщиком стада. 1560-1561. Перо, коричневые чернила. ГМИИ им.А.С.Пушкина
Надо сказать, что все гравюры черно-белые, раскрашивать их было не принято, и вообще это дорогое удовольствие. Вот «Пейзаж с замком и погонщиком стада» который выполнил в 1560-1561 гг. фламандский живописец, рисовальщик и гравером Ханс Бол, написан пером и коричневыми чернилами. В сопровождении пейзажа написано: «Рисунок представляет собой проект гравюры. Тщательность исполнения говорит о том, что он предназначался для гравирования: сопоставление с эстампом показывает, что гравер воспроизвел рисунок в точности, почти штрих в штрих».
И еще хочется отметить, что такого рода выставка, где представлена столь редкая графика, организована впервые, а потому ее стоит посмотреть.
Фото: Екатерина Дубовская
Даты проведения: 1 июля — 12 октября 2025 года
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12), зал 31
Куратор: Наталия Маркова, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина
#ГМИИим.А.С.Пушкина#выставки#искусство#изобразительноеискусство#нидерландскаягравюраXVIвека#выставкаНетолькоБрейгель#adgroupart