АРТ ДНЕВНИК

Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2

2024-10-26 20:37 2024
Завтра в выставочном пространстве ГЭС-2 эта масштабная выставка, на которую пускают бесплатно, заканчивается. Мы были на ней еще летом, причем сразу после «Подруг», что тогда еще шла в Пушкинском. После вполне академических и музейных «Подруг» экспозиция в ГЭС с маленьким, но весьма информативным путеводителем-каталогом эта выставка в какой-то степени показалась продолжением линий и квадратов начала XX века. В ГЭС – размашистость, масштаб, некое переплетение художников, которых знают все, с теми, которых знают профессионалы. Однако устроители обещали, что здесь каждый для себя найдет что-то интересное, независимо от возраста, насмотренности, цели и т д.
На разделы выставки мы поначалу даже не обратили внимания, потому что ринулись фотографировать то, что понравилось, ходили не по науке, а каким-то «квадратно-гнездовым методом», возвращаясь и забегая вперед, так и не вписавшись в квадрат и потеряв пространство. Так что идем по-своему.
… За два месяца фотографии отлежались – и получилось воспоминание о лете. За ними, за фотографиями, мы и идем, ибо снимали, как ни крути, любимое, около чего стояли, размышляли, смеялись, сетовали… Как всегда, удивил Родченко. Удивил простотой своих сложных конструкций, логикой и раскованностью (побывав вчера на очередной Cosmoscow раскованности у многих молодых что-то не наблюдалось). Ему вторили, разумеется, и непревзойденная Варвара Степанова, жена, друг, соратник, а также Александра Экстер. Ее «Синтетический город» даст фору многим нынешним живописцам и графикам, у которых инструментов для творчества гораздо больше – от перформанса до ИИ. «Пространственно-силовое построение» Любови Поповой написано в 1921 году. Неужели? Вопрос на засыпку: а, может, не сто лет назад, а вчера?
Но вот еще женщины. Софья Дымшиц-Толстая. Ее бурная личная жизнь вполне сочеталась с конструктивистскими предпочтениями, а в 1920-1930-х она даже заведовала художественными отделом очень популярного тогда журнала «Работница и крестьянка». Если Варвара Степанова сразу ассоциируется с тем, что она художница-авангардистка и представительница конструктивизма со всеми вытекающими, то Римма Заневская-Сапгир воспринимается как первая жена Генриха Сапгира, а уж потом как нонконформистка, участница так называемой Лианозовской группы, а также Бульдозерной выставки. Мало кто знает, что она еще и стихи писала, но вроде бы никогда их не печатала.
Начали с женщин – переходим к мужчинам. В 2017-м удалось побывать на выставке Эля Лисицкого в Еврейском музее толерантности. Масштабная фигура – ничего не скажешь. Универсальная. Как могло в одном художнике все совмещаться? Собственно, и проуны как «Проекты Утверждения Нового» придумал он сам, называя их «пересадочной станцией по пути от живописи к архитектуре». Каково?
Борис Турецкий ввиду его не понятного официальным художническим кругам новаторства участвовал в основном в квартирниках, где в 1959 году состоялась и первая персональная выставка художника. Как это у нас часто случается, ценить творчество Турецкого с его необычными ассамбляжами и абстрактными композициями начали лишь в новом столетии: одна из персональных выставок в России прошла в Третьяковке в 2003-м.
Всегда, конечно, можно узнать руку Владимира Яковлева, как бы вы к нему не относились.
В переходе из одного зала в какой-то другой нельзя было не заметить механическую конструкцию Владимира Колейчука, по образованию архитектора, который входил в первое в СССР движение художников-кинетистов. Он оформил за свою жизнь множество выставок, а его самая большая скульптура «Парус» стоит в новой Олимпийской деревне.
Открытием стал мадьяр Ласло Мохой-Надь, теоретик, фотохудожник и журналист. Считается довольно крупной фигурой авангарда, всегда интересовавшийся новыми материалами и взаимоотношением массы с движением.
Не буду распространяться по поводу аналитического кубизма Пабло Пикассо и написанного в этом стиле портрета Амбруаза Воллара. !910 год – и этим все сказано. И об импровизациях на тему черного и белого Эрика Булатова тоже не станем распространяться. Но вот судьба Ивана Кудряшова, ученика Казимира Малевича. Так лихо начинал с командировки Наркомпроса в Оренбург, а в 1939-м был исключен из МОСХа за формализм. А теперь, конечно, хвастаемся, что его работы и в Третьяковке, и в Каракалпакии в музее Савицкого, и в коллекции Костаки . Хвастаться постфактум мы мастаки!
Но вот абсолютно другая творческая судьба у Дмитрия Пригова – его с 1987 года показывали и в СССР, и в Америке, и в Европе, издавали поэтические сборники – словом, почти все сложилось удачно. Хотя… не уверены, что коллаж «Квадрат Малевича» на вырезках из газеты «Правда» прошел бы идеологический контроль, появись он в другое время. Ведь это ж на «Правде» на пятнах черной туши мы читаем такие слова как "Тайна", "Square", "Ужас", "Horror", "Mistery". Кошмар!
И совершенно замечательная работа 2016 года представлена художником Александром Юликовым – «Красная звезда и черный квадрат»! Мы на нее лично запали. Почему? Ну, не знаем. Нет в ней эпатажа, всяких там завуалированных кодов и смыслов. В ней – мы с вами. Как одна из звезд в черном квадрате…
#выставки#ГЭС-2#квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2#современное искусство#изобразительное искусство#adgroupart