АРТ ДНЕВНИК

Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2

2024
Завтра в выставочном пространстве ГЭС-2 эта масштабная выставка, на которую пускают бесплатно, заканчивается. Мы были на ней еще летом, причем сразу после «Подруг», что тогда еще шла в Пушкинском. После вполне академических и музейных «Подруг» экспозиция в ГЭС с маленьким, но весьма информативным путеводителем-каталогом эта выставка в какой-то степени показалась продолжением линий и квадратов начала XX века. В ГЭС – размашистость, масштаб, некое переплетение художников, которых знают все, с теми, которых знают профессионалы. Однако устроители обещали, что здесь каждый для себя найдет что-то интересное, независимо от возраста, насмотренности, цели и т д.
Александр Родченко. Конструкция на коричневом №97. Из серии "Лениизм", 1919. Холст, масло. Коллекция Иветы и Тамаза Манашеровых
На разделы выставки мы поначалу даже не обратили внимания, потому что ринулись фотографировать то, что понравилось, ходили не по науке, а каким-то «квадратно-гнездовым методом», возвращаясь и забегая вперед, так и не вписавшись в квадрат и потеряв пространство. Так что идем по-своему.
Александр Родченко. Конструкция. Линогравюра. ГМИИ имени А.С.Пушкина
Александр Родченко. Конструкция №8 1921. Бумага, цветной карандаш. Коллекция Иветы и Тамаза Манашеровых
Александра Экстер. Москва. Синтетический город. Холст, масло. Коллекция Иветы и Тамаза Манашеровых
Варвара Степанова. Голова. Картон, масло. Коллекция Иветы и Тамаза Манашеровых
Любовь Попова. Пространственно-силовое построение. 1921. Фанера (паркетаж) Масло. ГТГ. Дар Георгия Костаки в 1977 г.
… За два месяца фотографии отлежались – и получилось воспоминание о лете. За ними, за фотографиями, мы и идем, ибо снимали, как ни крути, любимое, около чего стояли, размышляли, смеялись, сетовали… Как всегда, удивил Родченко. Удивил простотой своих сложных конструкций, логикой и раскованностью (побывав вчера на очередной Cosmoscow раскованности у многих молодых что-то не наблюдалось). Ему вторили, разумеется, и непревзойденная Варвара Степанова, жена, друг, соратник, а также Александра Экстер. Ее «Синтетический город» даст фору многим нынешним живописцам и графикам, у которых инструментов для творчества гораздо больше – от перформанса до ИИ. «Пространственно-силовое построение» Любови Поповой написано в 1921 году. Неужели? Вопрос на засыпку: а, может, не сто лет назад, а вчера?
Софья Дымшиц-Толстая (1884-1963) Компас. 1910-е Холст, масло, алюминиевая краска, песок, веревка. Самарский областной музей
Римма Заневская-Сапгир. Композиция, 1969 Холст, темпера. Alina Pinsky Gallery
Римма Заневская-Сапгир. Композиция, 1970. Коллекция Антона Козлова
Но вот еще женщины. Софья Дымшиц-Толстая. Ее бурная личная жизнь вполне сочеталась с конструктивистскими предпочтениями, а в 1920-1930-х она даже заведовала художественными отделом очень популярного тогда журнала «Работница и крестьянка». Если Варвара Степанова сразу ассоциируется с тем, что она художница-авангардистка и представительница конструктивизма со всеми вытекающими, то Римма Заневская-Сапгир воспринимается как первая жена Генриха Сапгира, а уж потом как нонконформистка, участница так называемой Лианозовской группы, а также Бульдозерной выставки. Мало кто знает, что она еще и стихи писала, но вроде бы никогда их не печатала.
Эль Лисицкий. Проун. 1920-1921 Бумага, акварель, графитный карандаш, тушь. Российский государственный архив литературы и искусства
Илья Чашник. Симметричный архитектон. 1926. Бумага, карандаш, акварель. Коллекция Иветы и Тамаза Манашеровых
Начали с женщин – переходим к мужчинам. В 2017-м удалось побывать на выставке Эля Лисицкого в Еврейском музее толерантности. Масштабная фигура – ничего не скажешь. Универсальная. Как могло в одном художнике все совмещаться? Собственно, и проуны как «Проекты Утверждения Нового» придумал он сам, называя их «пересадочной станцией по пути от живописи к архитектуре». Каково?
Борис Турецкий (1928-1977). Абстрактная композиция. 1958. Холст, масло. Коллекция Антона Козлова
Борис Турецкий ввиду его не понятного официальным художническим кругам новаторства участвовал в основном в квартирниках, где в 1959 году состоялась и первая персональная выставка художника. Как это у нас часто случается, ценить творчество Турецкого с его необычными ассамбляжами и абстрактными композициями начали лишь в новом столетии: одна из персональных выставок в России прошла в Третьяковке в 2003-м.
Владимир Яковлев. Женщина в синем. 1973, холст, масло. Коллекция Антона Козлова
Всегда, конечно, можно узнать руку Владимира Яковлева, как бы вы к нему не относились.
Владимир Колейчук. Конструкция "Механической структуры" Карла Иогансона 1921 года. Металл, леска. МИРА коллекция
В переходе из одного зала в какой-то другой нельзя было не заметить механическую конструкцию Владимира Колейчука, по образованию архитектора, который входил в первое в СССР движение художников-кинетистов. Он оформил за свою жизнь множество выставок, а его самая большая скульптура «Парус» стоит в новой Олимпийской деревне.
Ласло. Мохой-Надь (1895-1946) Композиция. Фотомонтаж. Государственный музей им.В.В.Маяковского
Владимир Галкин. (род. 1946). Структура. 1976. Холст, темпера. ГТГ. Дар РОО "Общество коллекционеров современного искусства" в 2008 г.
Открытием стал мадьяр Ласло Мохой-Надь, теоретик, фотохудожник и журналист. Считается довольно крупной фигурой авангарда, всегда интересовавшийся новыми материалами и взаимоотношением массы с движением.
Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910. Холст, масло. ГМИИ имени А.С.Пушкина
Эрик Булатов. Черный вечер, белый снег. 2000. Холст, масло. Коллекция семьи Седых
Иван Кудряшов. Супрематический театр. 1923. Бумага, графитный карандаш, акварель. Коллекция Иветы и Тамаза Манашеровых
Не буду распространяться по поводу аналитического кубизма Пабло Пикассо и написанного в этом стиле портрета Амбруаза Воллара. !910 год – и этим все сказано. И об импровизациях на тему черного и белого Эрика Булатова тоже не станем распространяться. Но вот судьба Ивана Кудряшова, ученика Казимира Малевича. Так лихо начинал с командировки Наркомпроса в Оренбург, а в 1939-м был исключен из МОСХа за формализм. А теперь, конечно, хвастаемся, что его работы и в Третьяковке, и в Каракалпакии в музее Савицкого, и в коллекции Костаки . Хвастаться постфактум мы мастаки!
Дмитрий Пригов. Квадрат Малевича. Газета, тушь, шариковая ручка. Две части. Музей Людвига в Русском музее
Казимир Малевич. Крестьяне, около 1930 г. ГРМ
Казимир Малевич. Четыре квадрата. 1915. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева
Но вот абсолютно другая творческая судьба у Дмитрия Пригова – его с 1987 года показывали и в СССР, и в Америке, и в Европе, издавали поэтические сборники – словом, почти все сложилось удачно. Хотя… не уверены, что коллаж «Квадрат Малевича» на вырезках из газеты «Правда» прошел бы идеологический контроль, появись он в другое время. Ведь это ж на «Правде» на пятнах черной туши мы читаем такие слова как "Тайна", "Square", "Ужас", "Horror", "Mistery". Кошмар!
Александр Юликов. Красная звезда и черный квадрат. 2016. Холст, масло. Предоставлено художником
И совершенно замечательная работа 2016 года представлена художником Александром Юликовым – «Красная звезда и черный квадрат»! Мы на нее лично запали. Почему? Ну, не знаем. Нет в ней эпатажа, всяких там завуалированных кодов и смыслов. В ней – мы с вами. Как одна из звезд в черном квадрате…
#выставки#ГЭС-2#квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2#современное искусство#изобразительное искусство#adgroupart