АРТ ДОСУГ

Выставка «Русский эпос в камне»

2022
«Русский эпос в камне» – такая выставка открылась в конце июня на набережной реки Фонтанки в Санкт-Петербурге в Шуваловском дворце, которая продлится вплоть до 11 ноября. 

Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в партнерстве с Фондом семьи Шмотьевых (Екатеринбург).

Камнерезное искусство в России зародилось много лет назад при Петре I на Урале: ведь именно здесь находили знаменитые уральские самоцветы от поделочных до драгоценных, которые уральцы сначала просто продавали, но потом появились и мастера. И все благодаря Петру I, при котором и стало развиваться камнерезное искусство и в котором головокружительную карьеру сделал уже в XIX веке потомственный уральский камнерез Алесей Денисов-Уральский, открывший в Санкт-Петербурге торговлю на Морской рядом с фирмой Фаберже и ставший поставщиком компании Cartier.
Но это все в прошлом. А в настоящем на выставке представлены изделия екатеринбургских предприятий, а именно: «камнерезного дома Алексея Антонова» и студии камнерезного искусства «Святогор». Что касается подготовки профессиональных камнерезов, то их сейчас готовят в Уральском техникуме «Рифей» (бывшее художественное ПТУ № 42).

Вообще все, представленное на выставке – это часть коллекции Фонда семьи Шмотьевых. Фонд был основан в 2019 году «с целью содействия творчеству современных уральских мастеров, популяризации произведений, а также выявления и изучения памятников истории и искусства». Директор Фонда Александр Шмотьев сказал как-то в одном из интервью: «… классическое искусство нужно продвигать хотя бы для того, чтобы было от чего отталкиваться современным художникам…»

Нынешняя выставка художников-камнерезов – своего рода продолжение истории самоцветов, которой более трехсот лет, в чем-то их переосмысление, желание взглянуть на былинных героев не то чтобы с другого ракурса, а просто по-своему, но исходя из вековых традиций камнерезного искусства.

Большая часть представленных на выставке произведений создана в технике объемной мозаики, которая переживала разные периоды подъема и забвения. Это одна из самых сложных техник, при которой мастер собирает скульптурную композицию, соединяя объемные фрагменты, вырезанные из разных самоцветов. Резчик по камню должен обладать и четким пониманием формы, и умением создать цельный образ.

"Урал кует победу" Работа первых выпускников свердловского ХПТУ № 2 1948 Яшма, долерит, поделочные камни, металл

Работу «Урал кует победу» выполнили еще первые послевоенные выпускники свердловского художественного ПТУ в 1948-м году. Все остальные – современные.

Добрыня Никитич и Змей Горыныч (фрагмент). Камнерезный дом Алексея Антонова. Кварцит, пирит, яшма, тигровый глаз, родонит, халцедон, металл Фонд семьи Шмотьевых
Добрыня Никитич и Змей Горыныч (фрагмент). Камнерезный дом Алексея Антонова. Кварцит, пирит, яшма, тигровый глаз, родонит, халцедон, металл Фонд семьи Шмотьевых





Илья Муромец (фрагмент). 2013. Студия камнерезного искусства
Илья Муромец (фрагмент). 2013. Студия камнерезного искусства "Святогор". Долерит, белорусский кремень, агат, арагонит, яшма, халцедон. Фонд семьи Шмотьевых



Илья Муромец и Соловей-разбойник. 2012. Камнерезный дом Алексея Антонова. Кварцит, халцедон, пирит, яшма, пегматит, лазурит, окаменелое дерево, тигровый глаз, металл
Илья Муромец и Соловей-разбойник. 2012. Камнерезный дом Алексея Антонова. Кварцит, халцедон, пирит, яшма, пегматит, лазурит, окаменелое дерево, тигровый глаз, металл


Кочевники. 2016. Студия камнерезного искусства
Кочевники. 2016. Студия камнерезного искусства "Святогор". Кремень, агат, моховой агат, халцедон, яшма, пирит, металл. Фонд семьи Шмотьевых


Воевода. 2019. Студия камнерезного искусства
Воевода. 2019. Студия камнерезного искусства "Святогор". Горный хрусталь с хлоритом, кварц. Фонд семьи Шмотьевых

Чингизхан (фрагмент). Студия камнерезного искусства
Чингизхан (фрагмент). Студия камнерезного искусства "Святогор". 2013. Агат, долерит, яшма, авантюрин, металл, горячие эмали. Фонд семьи Шмотьевых.

Взгляните, сколько ярости и отваги в композиции с Добрыней Никитичем. И одновременно столько же и коварства в изогнутой шее Змея. И… куда ж без Соловья-разбойника, без богатыря Ильи Муромца. Такая прямо-таки «свистящая сказка» получилась у мастера, как будто и вправду ветер гуляет по полю. Трудно даже представить, что все здесь, включая листочки на деревьях, сделано из камня.

Царевна-лебедь. 2012. Студия камнерезного искусства
Царевна-лебедь. 2012. Студия камнерезного искусства "Святогор". Хризопраз, яшма, моховой агат, мрамор, кальцит, кварц, топаз, аквамарин, бриллиант, металл. Фонд семьи Шмотьевых


Девушка с хворостом. 2015. Студия камнерезного искусства
Девушка с хворостом. 2015. Студия камнерезного искусства "Святогор". Агат, моховой агат, халцедон, кремень, яшма, хаколонг, магнезит, металл. Фонд семьи Шмотьевых


Саночки. 2015. Студия камнерезного искусства
Саночки. 2015. Студия камнерезного искусства "Святогор". Моховой агат, кремень, арагонит. Фонд семьи Шмотьевых

А вот совсем другие композиции. Нежная Царевна-лебедь. И детишки на саночках, похожие на ватную игрушку. Девушка с хворостом – напротив – как будто из тончайшего фарфора. Одно мгновение: увидела птичку, усевшуюся на веточку, вот-вот улетит. Все детали подобраны с потрясающим изяществом.

Обратите внимание на руки гусляра
Обратите внимание на руки гусляра

Сколько динамики!
Сколько динамики!

Кащей, наверное
Кащей, наверное

Страшный змей
Страшный змей

А баба Яга добрая
А баба Яга добрая

Тоже - характер
Тоже - характер

В каждой композиции зритель видит картину или некий характерный портрет, выраженный штрихами, красками, в них угадывается и настроение мастера, и его отношение к сюжету.

Дай Бог, и дальше будет развиваться камнерезное искусство, которое продолжит покорять сердца любителей и знатоков.

Фото предоставлены пресс-службой музея Фаберже