Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в партнерстве с Фондом семьи Шмотьевых (Екатеринбург).
Камнерезное искусство в России зародилось много лет назад при Петре I на Урале: ведь именно здесь находили знаменитые уральские самоцветы от поделочных до драгоценных, которые уральцы сначала просто продавали, но потом появились и мастера. И все благодаря Петру I, при котором и стало развиваться камнерезное искусство и в котором головокружительную карьеру сделал уже в XIX веке потомственный уральский камнерез Алесей Денисов-Уральский, открывший в Санкт-Петербурге торговлю на Морской рядом с фирмой Фаберже и ставший поставщиком компании Cartier.
Но это все в прошлом. А в настоящем на выставке представлены изделия екатеринбургских предприятий, а именно: «камнерезного дома Алексея Антонова» и студии камнерезного искусства «Святогор». Что касается подготовки профессиональных камнерезов, то их сейчас готовят в Уральском техникуме «Рифей» (бывшее художественное ПТУ № 42).
Вообще все, представленное на выставке – это часть коллекции Фонда семьи Шмотьевых. Фонд был основан в 2019 году «с целью содействия творчеству современных уральских мастеров, популяризации произведений, а также выявления и изучения памятников истории и искусства». Директор Фонда Александр Шмотьев сказал как-то в одном из интервью: «… классическое искусство нужно продвигать хотя бы для того, чтобы было от чего отталкиваться современным художникам…»
Нынешняя выставка художников-камнерезов – своего рода продолжение истории самоцветов, которой более трехсот лет, в чем-то их переосмысление, желание взглянуть на былинных героев не то чтобы с другого ракурса, а просто по-своему, но исходя из вековых традиций камнерезного искусства.
Большая часть представленных на выставке произведений создана в технике объемной мозаики, которая переживала разные периоды подъема и забвения. Это одна из самых сложных техник, при которой мастер собирает скульптурную композицию, соединяя объемные фрагменты, вырезанные из разных самоцветов. Резчик по камню должен обладать и четким пониманием формы, и умением создать цельный образ.
Работу «Урал кует победу» выполнили еще первые послевоенные выпускники свердловского художественного ПТУ в 1948-м году. Все остальные – современные.
Взгляните, сколько ярости и отваги в композиции с Добрыней Никитичем. И одновременно столько же и коварства в изогнутой шее Змея. И… куда ж без Соловья-разбойника, без богатыря Ильи Муромца. Такая прямо-таки «свистящая сказка» получилась у мастера, как будто и вправду ветер гуляет по полю. Трудно даже представить, что все здесь, включая листочки на деревьях, сделано из камня.
А вот совсем другие композиции. Нежная Царевна-лебедь. И детишки на саночках, похожие на ватную игрушку. Девушка с хворостом – напротив – как будто из тончайшего фарфора. Одно мгновение: увидела птичку, усевшуюся на веточку, вот-вот улетит. Все детали подобраны с потрясающим изяществом.
В каждой композиции зритель видит картину или некий характерный портрет, выраженный штрихами, красками, в них угадывается и настроение мастера, и его отношение к сюжету.
Дай Бог, и дальше будет развиваться камнерезное искусство, которое продолжит покорять сердца любителей и знатоков.
Фото предоставлены пресс-службой музея Фаберже