АРТ ДОСУГ

Сокровища Твери

2022

Тверь и ее окрестности – сплошь памятники старины и прекрасные ландшафты. Одно Пушкиногорье чего стоит! Пушкин много раз был в Твери, и сейчас на набережной нас встречает памятник поэту работы скульптора Олега Комова, открытый к 175-летию со дня рождения «солнца русской поэзии».

А Тверской Императорский Дворец, выстроенный для Екатерины II во второй половине XVIII века, хотя и претерпел разнообразные изменения в архитектурном облике, по праву считается одним из лучших памятников русского зодчества.

Страшный пожар 1763 года уничтожил город практически полностью, но императрица выделила Твери миллион рублей на восстановление – несметная по тем временам сумма.

Перестроен был и бывший архиерейский дворец. Здесь архитектор Петр Романович Никитин начал возводить Императорский дворец, чтобы члены императорский семьи могли в нем остановиться по дороге из Москвы в Петербург. И вообще, как было указано в документе «для внезапного Высочайшего присутствия». Вот так.

Тверская картинная галерея
Тверская картинная галерея

Памятник А.С.Пушкину в Твери
Памятник А.С.Пушкину в Твери

Один из указателей
Один из указателей

Прошло более ста лет. В 1866 году по инициативе тверского губернатора генерал-майора, князя Петра Романовича Багратиона в здании городской мужской классической гимназии был открыт публичный «музеум».

Через тридцать лет музей переезжает в тот самый Путевой Императорский дворец, где сейчас и располагается Тверская областная картинная галерея.

Фрагмент интерьера галереи
Фрагмент интерьера галереи

В одном из залов галереи
В одном из залов галереи

Фрагмент интерьера
Фрагмент интерьера

Еще один фрагмент
Еще один фрагмент

Старинное кресло
Старинное кресло

Коллекции галереи можно только позавидовать: Рокотов, Боровиковский, Серов, Айвазовский, Поленов, Суриков, Маковский, Пластов, Осьмеркин, Куприн, Лентулов, Фальк…

Она создавалась исподволь, и сейчас галерея располагает всем необходимым научным аппаратом для того, чтобы содержать ее в целости и сохранности. Иконы, фрески, живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура – галерее есть чем гордиться.

Мастерская иконописца. Икона
Мастерская иконописца. Икона "Святые благоверный князь Михаил и епископ Арсений Тверские, преподобный Сергий Радонежский перед гробами родителей


Мастерская иконописца
Мастерская иконописца

Икона
Икона "Богоматерь" из деисусного чина

Особое выставочное пространство – Мастерская иконописца, в котором можно проследить путь византийской иконы на Русь, ее каноны и процесс создания модельного образа.

Мартын Андреевич Казаков, Иван Ильич Сержанцев. Аллегорическая картина
Мартын Андреевич Казаков, Иван Ильич Сержанцев. Аллегорическая картина

Панно «Аллегорическая картина», написанное в стиле монументальной живописи классицизма конца XVIII века, выполнено местными крепостными художниками Мартыном Казаковым и Иваном Сержанцевым, было в жутком состоянии, и его десять лет реставрировали.

Федор Андреевич Бронников. Притча о Лазаре. 1866; Холст, масло
Федор Андреевич Бронников. Притча о Лазаре. 1866; Холст, масло

Художник Федор Бронников большую часть жизни прожил в Италии, там и похоронен, хотя родился в Шадринске. Достигнув известности в Италии, он в 1863 году приезжает в Россию с большим полотном и получает звание профессора исторической живописи, вступает в общество передвижников. Считается, что большая часть работ Бронникова находится в России, тем более что он завещал 300 своих картин, а также немалую сумму денег на создание художественной школы в своем родном городе. И сейчас Шадринская художественная галерея носит его имя.

Иван Константинович Айвазовский. Морской вид. 1855. Холст, масло
Иван Константинович Айвазовский. Морской вид. 1855. Холст, масло

Константин Еговорич Маковский. Портрет детей художника. 1882. Холст, масло
Константин Еговорич Маковский. Портрет детей художника. 1882. Холст, масло

Валентин Александрович Серов. Портрет Ольги Федоровны Трубниковой.. 1880-е годы. Холст, масло
Валентин Александрович Серов. Портрет Ольги Федоровны Трубниковой.. 1880-е годы. Холст, масло

Небезызвестное полотно Валентина Серова «Портрет Ольги Федоровны Трубниковой» написано за три года до свадьбы художника. Жену он писал часто, и все портреты удачные, а его брак с Ольгой Трубниковой был во всех отношениях счастливым. Ольга пережила мужа на 16 лет.

Татьяна Назаренко. Лето в Быково. Воспоминания. 1984-1985 гг.
Татьяна Назаренко. Лето в Быково. Воспоминания. 1984-1985 гг.

Обычный «суровый стиль» Татьяны Назаренко на полотне «Лето в Быкове. Воспоминания» несколько смягчается хотя бы просто по причине заданной темы. Люди отдыхают, какая тут суровость. Назаренко – одна из самых титулованных современных художников, училась к у Жилинского, Коржева. Однажды ее выставку закрыли, даже и не открыв. Это было в 1969-м, по поводу которой Назаренко писала: "…повесили картины, партбюро прошло, прошли все инстанции, председатель МОСХа прошел и проверил все, чтобы было как надо и прочее, а потом было написано: «Выставка закрыта по техническим причинам». Не все так просто было.

Джованни Батиста Инноченцо Коломбо 1717-1810 гг.) Таверна (вверху). Пейзаж с развалинами (внизу).
Джованни Батиста Инноченцо Коломбо 1717-1810 гг.) Таверна (вверху). Пейзаж с развалинами (внизу).

Лоренцо Гори (1842-после 1886). Италия. Данте Алигьери.  Мрамор
Лоренцо Гори (1842-после 1886). Италия. Данте Алигьери. Мрамор

Очень интересен скульптурный портрет Данте, выполненный флорентийским скульптором Лоренцо Гори – считается, что облик Альгиери очень соответствует прототипу.

Михаил Александрович  Врубель. Египтянка. Керамика, майоликовые глазури, люстр.
Михаил Александрович Врубель. Египтянка. Керамика, майоликовые глазури, люстр.

А вот историю врубелевской «Египтянки» уже писали-переписали много раз. Со всеми подробностями. Не попади Врубель в Абрамцево к Савве Мамонтову в его круг, не сдружись он с Петром Ваулиным – не было бы и Врубеля-керамиста. Считается, что в «Египтянке» художник изобразил все ту же «Девочку с персиками» – Веру Мамонтову.

Из коллекции фарфора
Из коллекции фарфора

Из коллекции фарфора
Из коллекции фарфора

Башня-светильник. Фабрика М.С.Кузнецова. Тверская губерния
Башня-светильник. Фабрика М.С.Кузнецова. Тверская губерния

Внизу - фабрика М.С.Кузнецова. Часы. Фаянс, цветные глазури, надглазурнвя роспись, позолота, люстр, рельеф. Конец XIX века. Тверская губерния
Внизу - фабрика М.С.Кузнецова. Часы. Фаянс, цветные глазури, надглазурнвя роспись, позолота, люстр, рельеф. Конец XIX века. Тверская губерния

Много в коллекции галереи и кузнецовского фарфора. «Фарфоровый король» России Матвей Кузнецов еще в 1870 году прикупил убыточную мануфактуру в Тверской области, которая быстро набрала обороты и выпускала приличную продукцию, а в 1889 году вошла в Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. Выполненные по заказу высочайших особ изделия (Кузнецов имел звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества») вообще были вне конкуренции. Самое интересное, что многие высококачественные изделия фабрик Кузнецова были доступны практически всем слоям населения.
И еще.
В Галерее можно заказать экскурсию по запасникам и побеседовать с реставраторами.