АРТ ДОСУГ

Выставка в Музее Москвы к 100-летию электрификации

2021
На днях в Музее Москвы прошел вернисаж новой выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО».

Вообще Государственный план Электрификации России был рассчитан на 10-15 лет. Он был связан не только с введением в строй электростанций в Шатуре, Кашире, Нижнем Новгороде и т.д., не только со строительством ГЭС, но и с повсеместным развитием всей электроэнергетики, прорывом всей экономики. Появившаяся тогда профессия «энергетик» стала едва ли не самой почетной и уважаемой.

Еще в советской школе мы твердо усвоили, что «лампочку Ильича» действительно зажег Владимир Ленин – своим умом, авторитетом, взором, устремленным в будущее. Все школьники СССР знали известное изречение: коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны.

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Йосиф Чайков. Рабочий. 1930-1931. Мрамор. Третьяковская галерея
Йосиф Чайков. Рабочий. 1930-1931. Мрамор. Третьяковская галерея

Давид Загоскин. Женский цех завода
Давид Загоскин. Женский цех завода "Севкабель". 1936. РОСИЗО

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Вентилятор настольный. 1930-е.
Вентилятор настольный. 1930-е.

Экспонат выставки
Экспонат выставки

Режиссер, архитектор и сценограф «электрической выставки» Дина Караман разделила все пространство на зоны, названия которых говорят сами за себя – «Ток», «Свет», «Линии», «Город». Разумеется, немалое пространство отведено документам и фотографиям людей, которые посвященные людям, которые стояли у истоков электрификации – Глебу Кржижановскому, Роберту Классону, Александру Винтеру. Большое внимание уделено символу авангардной архитектуры – Днепрогэсу.

Искусство в век новой энергетики тоже развивалось параллельно той энергии, которую принесло электричество в повседневную жизнь советских людей. Тогда требовалось мощное искусство, в котором простая лампочка накаливания, провода и столбы электропередач, новые приборы – одним словом, – все новейшие атрибуты времени становились образами эпохи и вдохновляли живописцев, скульпторов, графиков на художнические подвиги. Идиллические пейзажи, натюрморты, пухлые ангелочки – бурно развивавшийся авангард не принимал старую живопись. Изобразительное искусство и архитектура того времени преподносило зрителям некий производственный романтизм, «героями» которого стали машины, станки, конструкции, обновленные сельские пейзажи.

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Фрагмент раздела
Фрагмент раздела "Свет"

Петр Караченцов. Монтеры. 1930-е. Бумага, гуашь, тушь черная и красная.
Петр Караченцов. Монтеры. 1930-е. Бумага, гуашь, тушь черная и красная.

На экспозиции
На экспозиции

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

В экспозиции выставки можно увидеть работы Александра Дейнеки, Климента Редько, Александра Родченко, Роберта Фалька, Ольги Розановой, Якова Чернихова, Ивана Жолтовского и многих других. Так, Яков Чернихов предсказывал, что графика будет новым международным языком цивилизации. Ведь именно он разработал своеобразную «грамматику» для архитектурных произведений и других видов графической коммуникации.

На экспозиции
На экспозиции

Фрагмент раздела
Фрагмент раздела "Свет"

Василий Погорелов. Портрет Н.С.Шумского. 1933. Бронза
Василий Погорелов. Портрет Н.С.Шумского. 1933. Бронза

Без комментариев
Без комментариев

М.Муха. Ударная бригада получила знамя. 1930. РОСИЗО
М.Муха. Ударная бригада получила знамя. 1930. РОСИЗО

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

А.Воронин. Производство масляных переключателей. 1937-1938 гг.
А.Воронин. Производство масляных переключателей. 1937-1938 гг.

Климент Редько. Муж и жена. Холст, масло. 1922. Государственная Третьяковская галерея
Климент Редько. Муж и жена. Холст, масло. 1922. Государственная Третьяковская галерея

На церемонии открытия
На церемонии открытия

Григорий Гидони в то незабываемое время стал автором невероятных синтетических концепций, в которых он соединил свет и цвет, создав светомузыку, светоархитектуру и даже светотеатр.

Климент Редько в поисках новой живописной реальности создал экспериментальное направление авангардной живописи Электроорганизм и все время пытался найти некий эмоциональный колорит на стыке нового и старого.

Трендами 1930-х стали производственные темы, повседневный пейзаж, монументальность созидания – никакой красивости. Например, на картине Александра Воронина «Производство масляных переключателей» яркого нет ничего – люди просто работают.

Свет, без которого мы не мыслим своего существования, действительно создавался в героические времена, что не могло не отразиться и в искусстве 1920-1930-х, в котором на первый план вышли монументализм, конструктивизм и пафос революционного романтизма.

Кураторская группа: историк архитектуры, старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова, историк и искусствовед (галерея «На Шаболовке») Катерина Телегина.
Консультанты: историк архитектуры НИУ ВШЭ, сотрудник музея Мосэнерго Юлия Шуленина.

Выставка продлится до 24 октября.

Фото: Нина Кондратьева



#adgroupart#москва#художник#искусство #изобразительноеискусство #живопись  #art #artnews #ad #искусство #реклама #публикация #новости #артновости #рекламноеагенство #выставки#искусство #живопись#выставки#музей москвы#искусство#яков чернихов#музеи