Балет – тема в искусстве безусловно благородная. В поэзии кто лучше нашего Пушкина скажет – «душой исполненный полет», а в прозе критики уже давно разобрали каждый классический балет, что и добавить больше нечего. Публику сейчас куда больше волнует всякого рода закулисье. Но сейчас не об этом…
Балет – движение в музыке, музыка в движении, не оставлял художникам никакой альтернативы: создай образ, изобрази аттитюд или арабеск танцовщицы или танцовщика – и… что еще нужно? В живописи мы помним «Голубых танцовщиц» Эдгара Дега, «Балерину» Анри Тулуз-Лотрека. А блистательная «Анна Павлова в балете «Сильфида» кисти Валентина Серова»! В скульптуре замечательная Елена Янсон-Манизер, воплотила в гипсе, бронзе, фарфоре незабываемых Уланову, Лавровского, Лепешинскую и многих других в образах, которые они создавали на сцене. Но это все в прошлом.
Кто же сейчас принял балетную эстафету?
Есть такой художник и скульптор Нина Кухтевич. В 18 лет она устроилась декоратором в Мариинский театр (в те годы Кировский) и до сих пор считает это время самым счастливым в своей жизни. Ну еще бы! Она ж видела, что называется, всю блистательную плеяду тогдашних танцовщиков: Михаила Барышникова и Габриэлу Комлеву, Ирину Колпакову и Нинель Кургапкину, Аллу Шелест и многих других. Ее путь в художничество в общем-то был стандартным – городская художественная школа, потом учеба на отделении скульптуры старейшего в северной столице художественного училища им. В.А.Серова (сейчас им.Н.К.Рериха).
В 1977-м Нина Кухтевич переехала в Москву – и перед ней открылось закулисье Большого, где она могла видеть таких «звезд» как Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Марис Лиепа, Наталья Бессмертнова и другие. Так появились, все время увеличиваясь, папки с зарисовками и набросками с классов, репетиций, спектаклей. Ее материалы – бумага, акварель, тушь, перо, пастель, темпера, но главный – бронза. А еще стекло. Нашла она и свой авторский стиль.
Нина Кухтевич еще в 1980-м вступила в Союз художников и начала участвовать в самых разнообразных конкурсах и выставках, заслуженно получая медали и награды. Впрочем, выставки и награды не были самоцелью. Было желание показать свой любимый балет, свое представление и видение танца, свой полет.
Балет – движение в музыке, музыка в движении, не оставлял художникам никакой альтернативы: создай образ, изобрази аттитюд или арабеск танцовщицы или танцовщика – и… что еще нужно? В живописи мы помним «Голубых танцовщиц» Эдгара Дега, «Балерину» Анри Тулуз-Лотрека. А блистательная «Анна Павлова в балете «Сильфида» кисти Валентина Серова»! В скульптуре замечательная Елена Янсон-Манизер, воплотила в гипсе, бронзе, фарфоре незабываемых Уланову, Лавровского, Лепешинскую и многих других в образах, которые они создавали на сцене. Но это все в прошлом.
Кто же сейчас принял балетную эстафету?
Есть такой художник и скульптор Нина Кухтевич. В 18 лет она устроилась декоратором в Мариинский театр (в те годы Кировский) и до сих пор считает это время самым счастливым в своей жизни. Ну еще бы! Она ж видела, что называется, всю блистательную плеяду тогдашних танцовщиков: Михаила Барышникова и Габриэлу Комлеву, Ирину Колпакову и Нинель Кургапкину, Аллу Шелест и многих других. Ее путь в художничество в общем-то был стандартным – городская художественная школа, потом учеба на отделении скульптуры старейшего в северной столице художественного училища им. В.А.Серова (сейчас им.Н.К.Рериха).
В 1977-м Нина Кухтевич переехала в Москву – и перед ней открылось закулисье Большого, где она могла видеть таких «звезд» как Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Марис Лиепа, Наталья Бессмертнова и другие. Так появились, все время увеличиваясь, папки с зарисовками и набросками с классов, репетиций, спектаклей. Ее материалы – бумага, акварель, тушь, перо, пастель, темпера, но главный – бронза. А еще стекло. Нашла она и свой авторский стиль.
Нина Кухтевич еще в 1980-м вступила в Союз художников и начала участвовать в самых разнообразных конкурсах и выставках, заслуженно получая медали и награды. Впрочем, выставки и награды не были самоцелью. Было желание показать свой любимый балет, свое представление и видение танца, свой полет.
Вот и сейчас на ВДНХ проходит персональная выставка скульптур Нины Кухтевич, которая называется «Волшебный мир балета». Павильон «Цветоводство и озеленение», конечно, не совсем то выставочное пространство, где идеально смотрятся скульптуры, да и расставили их по всему пространству, а не в одном месте, но речь-то не об этом, а о самих работах. В конце концов, балет и цветы – весьма неплохое сочетание.
Бронзовые Жизели, легкие, воздушные, не конкретные портреты известных балерин, нет. Это Образы самой Жизели и эфемерных виллис. Слегка стилизованные, передающие грустную, сказочную фантастичность призрачных виллис, не познавших счастья земной любви. Их повелительница Мирта – совсем другая, в ее облике чувствуется надменность, властность. Кстати, 130 лет назад в Мариинке в роли Жизели дебютировала Анна Павлова.
Бронзовые Жизели, легкие, воздушные, не конкретные портреты известных балерин, нет. Это Образы самой Жизели и эфемерных виллис. Слегка стилизованные, передающие грустную, сказочную фантастичность призрачных виллис, не познавших счастья земной любви. Их повелительница Мирта – совсем другая, в ее облике чувствуется надменность, властность. Кстати, 130 лет назад в Мариинке в роли Жизели дебютировала Анна Павлова.
Бронзовый дуэт в романтической «Шопениане» – сам полет, в котором полонезы и вальсы, мазурки и прелюды гармонично переплетаются, и в этом плие музыки и танца уже нет ничего трагического, а лишь торжество любви и красоты.
Посвящение Майе Плисецкой – это, конечно же, ее Кармен. Стилизация здесь вообще иная: свобода без всяких компромиссов. И больше ничего. Такой была и сама Плисецкая – а была она свободолюбивой и бескомпромиссной.
55 лет в этом году исполняется и одному из самых популярнейших балетов нашего времени – «Спартаку» в хореографии Юрия Григоровича. Владимира Васильева в роли Спартака Нина Кухтевич показывала на выставках не один раз. Скульптура-то в общем небольшая, но настолько экспрессивная, что в любой экспозиции кажется, что она заполняет собой все пространство.
Посвящение Майе Плисецкой – это, конечно же, ее Кармен. Стилизация здесь вообще иная: свобода без всяких компромиссов. И больше ничего. Такой была и сама Плисецкая – а была она свободолюбивой и бескомпромиссной.
55 лет в этом году исполняется и одному из самых популярнейших балетов нашего времени – «Спартаку» в хореографии Юрия Григоровича. Владимира Васильева в роли Спартака Нина Кухтевич показывала на выставках не один раз. Скульптура-то в общем небольшая, но настолько экспрессивная, что в любой экспозиции кажется, что она заполняет собой все пространство.
Выставка проходит с 13 февраля по 13 марта 2023 года на ВДНХ пав.29