По материалам пресс-службы Музеев Московского Кремля.
Да, коллекционеров в XVIII-XIX вв. называли любителями истории. И, наверное, это было правильно. Но какой неоценимый вклад они внесли в историческую науку, эти любители, даже если не все собранные ими предметы представляли научный интерес. Ведь они заложили основы настоящего коллекционирования, хотя многие коллекции впоследствии или погибли, или сгорели, или были проданы и стали недоступны.
В экспозиции из представленных экспонатов весьма интересны портреты Эдме Кенедей, французского художника, гравёра, который учился в Дижоне, занимался реставрацией картин.
Что касается любителя древностей Павла Федоровича Карабанова, отставного премьер-майора, то неизвестно, как бы сложилась его карьера коллекционера, если бы он не женился на княжне Варваре Ивановне Гагариной, что позволило ему без труда войти в высший свет. Его любознательность и трудолюбие были поистине неисчерпаемы. Он записывал всяческие исторические анекдоты, потом начал собирать древности – монеты, гравюры, рукописи, часы, посуду, картины, книги и т.д. – в его коллекции оказалось более трех тысяч предметов.
Нам, по прошествии времени, конечно же, интересна судьба Карабановской коллекции. По его завещанию она ушла в распоряжение императора Николая I, а уже потом ее практически раздербанили: рукописи попали в Императорскую публичную библиотеку, какие-то из них в Министерство юстиции, живопись и предметы роскоши и быта – в Эрмитаж, самые древние вещи – в Оружейную палату.
Про Оружейную палату написано очень много. И стоит упомянуть, сколько было сделано для укрепления ее, Оружейной палаты, престижа Николаем I. Странно, но коллекция П.Ф.Карабанова так и называлась – «Русский музей П.Ф.Карабанова». По инициативе императора Николая I у М.П.Погодина куплено его знаменитое Древлехранилище, ему принадлежала идея приобретения «Русского музея П.Ф.Карабанова», который современники называли второй Оружейной палатой: аналогии были неизбежны». Конечно, Карабанову было трудно, почти невозможно расстаться со своей коллекцией, но все же он завещал ее императору. И ее перенесли из особняка коллекционера, находящегося на Петровке, в новое здание Оружейной палаты.
Разобраться в наследии коллекционера было нелегко, потому что он приобретал в общем-то всё подряд и где только мог: в магазинах, меняльных лавках, на аукционах. Естественно, не всё из приобретений являлось подлинным, и представляло ценность. Попадались и подделки, при чем нередко. Более того: в то время подделки зачастую как бы приукрашивали – доделывали. В середине XIX века, в 1848-1849 гг. Г.Д.Филимонов, составляя каталог Карабановской коллекции, определял подделки и изымал фальсификаты из Оружейной палаты.
Во времена Павла Карабанова историческая наука как таковая еще только начинала становиться профессиональной, поэтому любители, ценители и ученые варились, можно сказать в одном котле. Общее у них было одно – огромная любовь к истории. Вот почему Музеи Московского Кремля, помимо коллекции П.Ф.Карабанова, показали также и и частные собрания князя Николая Юсупова, Михаила Оболенского, Михаила Погодина и графа Мусина-Пушкина. Так, князь М.А.Оболенский возглавил ученую комиссию по восстановлению палат бояр Романовых в середине 1858 года, а через год после открытия музея стал его директором. Палаты бояр Романовых, где были предметы из коллекция П.Ф.Карабанова и М.П.Погодина, «стали одним из первых публичных музеев Москвы, доступным «всем и каждому».
Букварь Кариона Истомина, еоромонаха Чудова монастыря; из коллекции Петра Карабанова – это фактически первая иллюстрированная русская азбука XVII века – самый лучший учебник того времени. Истомин был очень образованным человеком, поэтом, писателем, и в 1692 году он подарил Наталье Кирилловне Нарышкиной букварь для ее внука царевича Алексея Петровича.
Еще один из любопытнейших экспонатов – литография императора Николая I. Она выполнена в первой половине XIX века в Берлине по рисунку Франца Крюгера. Крюгер был немецким живописцем и литографом, а также членом двух академий художеств – Прусской и Императорской, вот почему он делал работы для королевских дворов. Рисовал в стиле бидермайер, который был особенно популярен в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве после завершения наполеоновских войн вплоть до середины XIX века. Крюгер реально преуспел в рисовании портретов в этом стиле с его скрупулезностью в деталях, тонкостью исполнения.
Повторяем: коллекция П.Ф.Карабанова была очень подробно описана Г.Д.Филимоновым, а некоторые его труды после смерти коллекционера напечатали П.В.Долгорукий и А.Б. Лобанов-Ростовский. Они использовали рукописи Карабанова для «Российской родословной книги».
Выставка проходит в выставочном зале Патриаршего дворца и в выставочном зале Успенской звоннице до 26 мая 2024 года