С одной стороны – все по плану, а с другой… Как в том старом фильме: улица полна неожиданностей. Неожиданными стали и отдельный проект «Маскоты. Ар-деко», и культурный проект «Нам нужен Дягилев», и премьера кинорежиссера Гай Германики в роли ювелира, и участие в выставке Фонда Андрея Чеглакова, и многое другое. Если абстрагироваться от надоедливых утят TUD и даже от путеводителя (весьма, кстати, неплохого), то бросается в глаза изобилие искусства вообще. Неоднозначного, разнообразного, интересного и, мягко говоря, такого, на котором глаз не задерживался.

Конечно, пройти мимо Даши Намдакова невозможно, нереально, где бы ни стояли его авангардные скульптуры. «Он и Она», созданные два года назад в Италии и впервые показанные в Иркутске. Очень впечатляет. Не меньше впечатляет и «Хранитель книги» Вадима Кириллова, выпускника Суриковки (мастерская Л.Кербеля).
А вот скульптуры братьев Гофманов – это реально микрокосмос, который даже не сбивает с толку, а удивляет простотой мысли и такой же простотой воплощения. Около них хочется стоять и размышлять. Андрей и Владимир посещали знаменитую парижскую Академию Grande Chaumière. Окончили архитектурный факультет Национальной высшей школы изящных искусств (École nationale supérieure des Beaux-arts). А одним из сильных побуждающих импульсов в обращении Андрея и Владимира к скульптуре стало посещение мастерской Осипа Цадкина.
Все же ар-брют Леонида Пурыгина – не совсем то, что когда-то пошло от француза Жана Дюбюффе. Он же наш, подмосковный. Его наивный андеграунд – лично его, и никого больше. Как бы мы к нему не относились, он – бренд, взрастивший сам себя. Со всей его любовью к голубым и синим тонам, с тем, что его даже называли «русским Босхом». Он просто Леня Пурыгин.
Алфавит, конечно, тема избитая, но в конце концов мы все живем в диалоге с буквами, слогами, словами и т д. Проект «Первая буква» Михаила Молочникова напоминает этакий алфавитный перформанс, в котором каждая буква вроде сама по себе, но каждая в то же время имеет свой характер, свои повороты судьбы, свои контуры и цветовое решение.
Дебютант ярмарки галерея Marchand показала двух художников – Андрея Мунца и Леонида Гландина. Их диалог на стенде несколько натянут, хотя что-то объединяет этих художников: экспрессия, отношение к цвету. Леонид Гландин первый раз на Арт Москве и познал сполна, как трудно общаться с каждым посетителем в отдельности и со всеми сразу и вообще оказаться в центре внимания. Здесь галерист выбрал серию «Народная игрушка». Хорошая глубокая серия, хотя у Леонида много других работ, которые по философскому накалу выходят за рамки ординарной пейзажной и портретной абстракции. Она у него уже абсолютно авторская.
Такая же авторская абстракция и у Ольги Тобрелутс. Ее серия «Транскодированные структуры» реально стала серийной. Как в кино. Посмотрел, потом пересматриваешь, находишь все новые детали, новые краски, другие слова, неожиданные коды. Как будто в первый раз. Ольга, кстати, почетный академик Российской Академии Художеств. Академики, оказывается, бывают разные.
Многие думали, что Анатолий Ганкевич мозаичист. Но на самом деле Анатолий, одессит по происхождению и образованию. еще двадцать лет назад придумал свой стиль как имитацию мозаики. Не он первый не он последний, но любопытный. В основном он имитировал с помощью своего стиля советское прошлое (скорее, даже иронизировал над ним). Но ни в коем случае не издевался. Отсюда и успех его предприятия. Он как-то сказал: «…Мозаичный язык притягателен тем, что у него много символических глубоких вещей…». Здесь, на ярмарке, выставлена мозаичная имитация мастера натюрморта Золотого века голландской живописи Питера Класа, который писал в жанре «ванитас». Интересно, как бы оценил Клас из глубины XVII века масляную мозаику века XXI-го?
На стенде предпринимателя и коллекционера Андрея Чеглакова есть две неожиданные работы Валерия Кошлякова. Более понятен Тимур Новиков с Давидом. И даже квартет вроде бы несовместимых Натальи Жерновской («Водолазы»), Ирины Затуловской («Пешки»), Хаима Сокола («Портрет Малевича») и Анны Желудь («Без названия»). Хаим Сокол сделал портрет Казимира Малевича на металле в смешанной технике. И стенд был оформлен довольно стильно.
На стенде предпринимателя и коллекционера Андрея Чеглакова есть две неожиданные работы Валерия Кошлякова. Более понятен Тимур Новиков с Давидом. И даже квартет вроде бы несовместимых Натальи Жерновской («Водолазы»), Ирины Затуловской («Пешки»), Хаима Сокола («Портрет Малевича») и Анны Желудь («Без названия»). Хаим Сокол сделал портрет Казимира Малевича на металле в смешанной технике. И стенд был оформлен довольно стильно.
Коллекционер Роман Бабичев, в отличие от многих других собирателей, не шифруется. Он просто показывает, а уж как к этому относится зритель, опытный или не очень, - дело сугубо индивидуальное. Бабичев – классик русского искусства XX века – с его начала и далее по годам – 1930-е, 1940-е, 1950-е… Что ни фамилия, то целый мир красоты без всяких загадок и декларации символов. Восхитительна череда портретов от «Портрета молодой дамы» Александра Савинова и «Сюзанны» Татьяны Мавриной до не всем известного художника Татьяны Купервассер («Портрет режиссера Г.М.Стабового) и Елены Киселевой («Мать и дочь (итальянки»). Но – немаловажно – наконец-то замечательная поясняющая статья без наворотов и чепухи, как преддверие к коллекции, кандидата искусствоведения Надежды Плунгян.
Коллекция маскотов (от французского mascotte – талисман), конечно же, впечатляет. Маскоты на капотах роскошных автомобилей появились с весьма утилитарной целью вроде как ручка, чтобы открыть капот. А уж потом, наверное, маскоты стали модным талисманом. Сейчас это дорогие арт-объекты, отнюдь не «открывашки», а предметы роскоши. Их было так много, что глаза разбегались. Вписались в экспозицию и плакаты в стиле ар-деко. На них – достижения науки и техника, тесно связанные с дизайном, искусством. Все плакаты из частной коллекции.
Ювелиров на этот раз было много, были даже новенькие, но далеко не все «зацепили» дизайном, фантазией, инновациями. Российские ювелирные бренды, которые давно на внутреннем рынке, известны, но выйти за его пределы нашим было трудно всегда, особенно сейчас. Впрочем, это уже другая история. Вот некогда ученый в области лазерной физики Марко Тумаш, создав свой бренд, стабилен. А клиенты ювелирки обожают стабильность. И… Марко действительно использует в своих изделиях красивейшие и редкие драгоценные камни.
Ювелирный дизайнер Рем Султанов, как выяснилось, очень любит Даши Намдакова. Вполне понятно. И в его авторских мужских украшениях «красной нитью» проходит любовь обоих мастеров к познанию истинной силы красоты. Без начала. Без конца.
Но: рассказ о ювелирных брендах - впереди.
Арт-Москва закончилась. Готовимся к следующей?
Но: рассказ о ювелирных брендах - впереди.
Арт-Москва закончилась. Готовимся к следующей?
#искусство#выставки#Арт Москва#Гостиный двор#ярмарки#изобразительное искусство#скульптура#современное искусство#