В 1924-м году более тысячи работ русских художников были показаны на выставке русского искусства в Нью-Йорке. Для выставки был предоставлен Большой дворец в самом центре Манхэттена (это здание снесли в 1964-м году). Выставка была передвижной, то есть после Нью-Йорка картины были показаны в других городах Америки, а также в Торонто, в Канаде.
А.Архипов. Молодая крестьянка. 1920. Частное собрание
Одна из афиш выставки русского искусства. Из открытых источников.
Разумеется, был у выставки идейный вдохновитель: им оказался Иван Иванович Трояновский, ученый и весьма успешный автор учебников по естественной истории и природоведению, а главное – страстный поклонник русского искусства, друг известнейшего книгоиздателя Ивана Дмитриевича Сытина – первые деньги в проект вложили именно они. Да и цель была благородной – поддержать русских художников и русское искусство. Активную роль в организации выставки сыграл Сергей Виноградов, руководитель «Союза русских художников».
В Америке при устройстве выставки помогали Николай Осипович, Гришковский, работавший еще с Дягилевым, Евгений Иванович Сомов да и сами русские художники, очутившиеся тогда в эмиграции. Выставка оказалась воистину роскошной: какие имена! Скульпторы Сергей Коненков и Анна Голубкина, архитектор Алексей Щусев, создатель агитационного фарфора Сергей Чехонин, художники, работавшие в самых разных техниках – Абрам Архипов, Игорь Грабарь, Виктор Васнецов, Константин Юон, Станислав Жуковский, Борис Григорьев, Зинаида Серебрякова, Василий Поленов, Николай Рерих и другие русские художники.
Поскольку все произведения можно было купить, то понятно, что художники привезли за океан свои лучшие картины, которые потом разошлись по странам и весям. Всего было продано около ста работ на огромную по тем временам сумму – более 50 тысяч долларов. Среди покупателей оказались, в частности, наши Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов.
Л.Бакст. Охотница. 1922. Частное собрание
В.Васнецов. Страж. 1914. Частное собрание
С.Виноградов. Портрет жены в интерьере. 1919. Частное собрание
Б.Григорьев. Бретонская рыбачка с ребенком. 1923. Частное собрание
О.Делла-Вос-Кардовская. Весенний день. В Царскосельском парке. 1907. Собрание Русской антикварной галереи.
Ну а потом… Потом часть произведений была куплена, часть уехала обратно в Россию, рассеялась по разным странам и континентам. И вот искусствоведы Музея русского импрессионизма решились на отважный проект – восстановить былую экспозицию, насколько это возможно, проверяя архивные документы, прочитывая каталоги многих аукционных домов, газетные материалы и рецензии двадцатых годов XX века, консультируясь с работниками музеев в самых разных странах. Многие произведения живописи были найдены в частных коллекциях, а две работы будут представлены из собрания галереи Альбертина в Вене.
Б.Кустодиев. Дети Шаляпина (Марфа и Марина). 1920. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
К.Юон. Августовский вечер. Лигачево. 1922. Симферопольский художественный музей.
К.Юон. Провинциалки. 1920-1922. Дальневосточный художественный музей. Хабаровск.
Итогом масштабного исследования кураторов Музея русского импрессионизма станет выставка «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924», которая откроется 16 сентября. В пресс-релизе выставки, в частности, говорится: «…К выставке готовится фундаментальное издание с информацией о более чем 200 произведениях с американской экспозиции, значительную часть которых пока невозможно привезти в Россию. Опубликованные результаты проведенного музеем исследования будут дополнены архивными фотографиями и аналитическими материалами.
Одну из статей подготовил искусствовед, профессор Университета Южной Калифорнии Джон Э. Боулт. Финансирование каталога взяли на себя Алексей и Екатерина Толоконниковы.»
Среди работ, которые увидят зрители в сентябре, картина Михаила Ларионова «Офицерский парикмахер», написанная в 1909 году. Считается, что в провинциальных циклах проявился ироничный тон художника: вроде он как бы посмеивается над своими героями, а те не то собрались фотографироваться, не то застыли в какой-то рекламной позе.
История сомовской работы «Старый балет» известна. В 1924-м после выставки ее купил коллекционер Альберт Ротбарт, но через два года он ее продал на аукционе. Судьба картины была неизвестна, она считалась утерянной, пока не всплыла в июне прошлого года на одном из торгов.
На полотне 1919 года Сергея Виноградова «Портрет жены в интерьере» мы видим супругу художника Ирину Войцеховскую в одной из комнат особняка промышленника и мецената Павла Харитоненко. Да, собственно, у каждой картины своя история, своя почти столетняя жизнь, в которую вольются новые поклонники великих и, к счастью, не забытых имен.
В статье использованы фото и материалы пресс-релиза, предоставленные пресс-службой Музея Русского Импрессионизма.