АРТ ДОСУГ

Музей русского импессионизма

2021
В 1924-м году более тысячи работ русских художников были показаны на выставке русского искусства в Нью-Йорке. Для выставки был предоставлен Большой дворец в самом центре Манхэттена (это здание снесли в 1964-м году). Выставка была передвижной, то есть после Нью-Йорка картины были показаны в других городах Америки, а также в Торонто, в Канаде.

А.Архипов. Молодая крестьянка. 1920. Частное собрание
А.Архипов. Молодая крестьянка. 1920. Частное собрание

Одна из афиш выставки русского искусства. Из открытых источников.
Одна из афиш выставки русского искусства. Из открытых источников.

Разумеется, был у выставки идейный вдохновитель: им оказался Иван Иванович Трояновский, ученый и весьма успешный автор учебников по естественной истории и природоведению, а главное – страстный поклонник русского искусства, друг известнейшего книгоиздателя Ивана Дмитриевича Сытина – первые деньги в проект вложили именно они. Да и цель была благородной – поддержать русских художников и русское искусство. Активную роль в организации выставки сыграл Сергей Виноградов, руководитель «Союза русских художников».

В Америке при устройстве выставки помогали Николай Осипович, Гришковский, работавший еще с Дягилевым, Евгений Иванович Сомов да и сами русские художники, очутившиеся тогда в эмиграции.
Выставка оказалась воистину роскошной: какие имена! Скульпторы Сергей Коненков и Анна Голубкина, архитектор Алексей Щусев, создатель агитационного фарфора Сергей Чехонин, художники, работавшие в самых разных техниках – Абрам Архипов, Игорь Грабарь, Виктор Васнецов, Константин Юон, Станислав Жуковский, Борис Григорьев, Зинаида Серебрякова, Василий Поленов, Николай Рерих и другие русские художники.

Поскольку все произведения можно было купить, то понятно, что художники привезли за океан свои лучшие картины, которые потом разошлись по странам и весям. Всего было продано около ста работ на огромную по тем временам сумму – более 50 тысяч долларов. Среди покупателей оказались, в частности, наши Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов.

Л.Бакст. Охотница. 1922. Частное собрание
Л.Бакст. Охотница. 1922. Частное собрание

В.Васнецов. Страж. 1914. Частное собрание
В.Васнецов. Страж. 1914. Частное собрание

С.Виноградов. Портрет жены в интерьере. 1919. Частное собрание
С.Виноградов. Портрет жены в интерьере. 1919. Частное собрание

Б.Григорьев. Бретонская рыбачка с ребенком. 1923. Частное собрание
Б.Григорьев. Бретонская рыбачка с ребенком. 1923. Частное собрание

О.Делла-Вос-Кардовская. Весенний день. В Царскосельском парке. 1907. Собрание Русской антикварной галереи.
О.Делла-Вос-Кардовская. Весенний день. В Царскосельском парке. 1907. Собрание Русской антикварной галереи.

Ну а потом… Потом часть произведений была куплена, часть уехала обратно в Россию, рассеялась по разным странам и континентам.
И вот искусствоведы Музея русского импрессионизма решились на отважный проект – восстановить былую экспозицию, насколько это возможно, проверяя архивные документы, прочитывая каталоги многих аукционных домов, газетные материалы и рецензии двадцатых годов XX века, консультируясь с работниками музеев в самых разных странах. Многие произведения живописи были найдены в частных коллекциях, а две работы будут представлены из собрания галереи Альбертина в Вене.

Б.Кустодиев. Дети Шаляпина (Марфа и Марина). 1920. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Б.Кустодиев. Дети Шаляпина (Марфа и Марина). 1920. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

М.Ларионов. Офицерский парикмахер. 1907-1909. Галерея Альбертина. Вена
М.Ларионов. Офицерский парикмахер. 1907-1909. Галерея Альбертина. Вена

А.Лентулов. Сергиев Посад. 1922. Национальная галерея Армении. Ереван.
А.Лентулов. Сергиев Посад. 1922. Национальная галерея Армении. Ереван.

К.Петров-Водкин. Желтое лицо. 1921. Чувашский государственный художественный музей. Чебоксары.
К.Петров-Водкин. Желтое лицо. 1921. Чувашский государственный художественный музей. Чебоксары.

А.Рылов. Чайки. 1922. Нижегородский государственный художественный музей.
А.Рылов. Чайки. 1922. Нижегородский государственный художественный музей.

М.Сарьян. Арабская танцовщица. 1913. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
М.Сарьян. Арабская танцовщица. 1913. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

К.Сомов. Старый балет. 1923. Частное собрание
К.Сомов. Старый балет. 1923. Частное собрание

К.Юон. Августовский вечер. Лигачево. 1922. Симферопольский художественный музей.
К.Юон. Августовский вечер. Лигачево. 1922. Симферопольский художественный музей.

К.Юон. Провинциалки. 1920-1922. Дальневосточный художественный музей. Хабаровск.
К.Юон. Провинциалки. 1920-1922. Дальневосточный художественный музей. Хабаровск.

Итогом масштабного исследования кураторов Музея русского импрессионизма станет выставка «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924», которая откроется 16 сентября.
В пресс-релизе выставки, в частности, говорится: «…К выставке готовится фундаментальное издание с информацией о более чем 200 произведениях с американской экспозиции, значительную часть которых пока невозможно привезти в Россию. Опубликованные результаты проведенного музеем исследования будут дополнены архивными фотографиями и аналитическими материалами.

Одну из статей подготовил искусствовед, профессор Университета Южной Калифорнии Джон Э. Боулт. Финансирование каталога взяли на себя Алексей и Екатерина Толоконниковы.»

Среди работ, которые увидят зрители в сентябре, картина Михаила Ларионова «Офицерский парикмахер», написанная в 1909 году. Считается, что в провинциальных циклах проявился ироничный тон художника: вроде он как бы посмеивается над своими героями, а те не то собрались фотографироваться, не то застыли в какой-то рекламной позе.

История сомовской работы «Старый балет» известна. В 1924-м после выставки ее купил коллекционер Альберт Ротбарт, но через два года он ее продал на аукционе. Судьба картины была неизвестна, она считалась утерянной, пока не всплыла в июне прошлого года на одном из торгов.

На полотне 1919 года Сергея Виноградова «Портрет жены в интерьере» мы видим супругу художника Ирину Войцеховскую в одной из комнат особняка промышленника и мецената Павла Харитоненко. Да, собственно, у каждой картины своя история, своя почти столетняя жизнь, в которую вольются новые поклонники великих и, к счастью, не забытых имен.

В статье использованы фото и материалы пресс-релиза, предоставленные пресс-службой Музея Русского Импрессионизма.




#adgroupart#москва#художник#искусство #изобразительноеискусство #живопись  #art #artnews #ad #искусство #реклама #публикация #новости #артновости #рекламноеагенство #выставки#искусство #живопись#искусство#русскоеискусство#изобразительное искусство#выставкарусскогоискусствовньюйорке#музейрусскогоимпрессионизма#выставкаДругиеберегарусскоеискусствовнью-йорке1924