АРТ ДОСУГ

Выставка «Прогулки среди нот» в галерее "На Каширке"

2021

В сплетении немых звуков и художественных жанров проходит посвященная Музыке выставка «Прогулки среди нот»: от аллегро до рондо


С 6 марта по 28 марта 2021 года в галерее «На Каширке» Вас ждет замечательная выставка «Прогулки среди нот» (живопись, графика, скульптура) – проект Лиги художников «Снежный арьергард» (куратор Оксана Ермолаева-Вдовенко).

Выставка проходит при поддержке Международного Художественного Фонда.

Участники: Валерий Архипов, Виктор Брагинский, Сергей В. Волков, Сергей Гавриляченко, Ирина Галий, Алексей Евстигнеев, Виталий Ермолаев, Олег Закоморный, Сергей Манцерев, Наталия Пархоменко, Мария Переяславец, Юрий Попков, Ирина Попова, Андрей Ремнёв, Владимир Симонов, Станислав Соколов, Ольга Трушникова, Дмитрий Тугаринов, Герман Черёмушкин, Ульяна Шереметьева.

Андрей Ремнев. Музыка на воде. 2011, холст, масло

Музыку, наверное, любят все художники: она их вдохновляет, притягивает, удивляет, а многие вообще пишут свои произведения под музыку. Впрочем, сочетание музыки и живописи… Загадочная это штука как ни крути. Портрет Шопена кисти Делакруа даже не закончен, однако он находится в Лувре, и никто, как правило, не проходит мимо, не задержавшись перед ним. Потому что в этом портрете – отражение искренней дружбы гениального композитора и столь же гениального художника.

Здесь, на выставке, художники и скульпторы по-разному выражают свою связь с музыкой. У всех полотен свой эмоциональный фон и свое наполнение. Мы решили написать небольшое «попурри», руководствуясь исключительно собственным вкусом – ведь музыка в хорошем смысле нивелирует вкусы и пристрастия и приводит зрителя к собственному знаменателю: понравилось, запомнилось, захватило и т.д.

Ничего не поделаешь: любят художники колоритные духовые инструменты – трубы, валторны, тромбоны, фаготы да и струнные тоже не обходят стороной.

Взгляните квартет уличных музыкантов на полотне Ольги Трушниковой (веселятся, подрабатывают, забавляются?). Ясно одно: вряд ли они играют грустное.

А на картине Валерия Архипова оркестр и вовсе уходит. Вот сейчас наступит пустая тишина. Она всегда появляется после музыки, которая продолжает звучать, но ее уже нет. Обе картины стилистически разные, но обе «звучащие», а что там играют эти смешные музыканты – да какая разница!

Валерий Архипов. Оркестр ушел. 2019, бумага, акварель

Эльмира Петрова. Скрипка. 2021,  50х60
Эльмира Петрова. Скрипка. 2021, 50х60

Владимир Симонов. Из серии "Musica Tempora. Куртуазные отношения". 2021, масляная пастель

Андрей Ремнев. Сон Папагены из оперы Моцарта "Волшебная флейта", холст, масло, 50х100

Анастасия Дронова. Moon River - Лунная река. 2020, картон, темпера, 100х70

Виталий Ермолаев. Концерт Барокко. 2018, холст, масло, 50х40
Виталий Ермолаев. Концерт Барокко. 2018, холст, масло, 50х40

«Скрипка» Эльмиры Петровой – полотно, на мой взгляд, и бытовое, и философское. Хозяин, видимо, прервался ненадолго, а скрипка послушно и аккуратно стоит на стуле, и смычок тоже рядом лежит: ждут хозяина. Скрипка и музыкант здесь единое целое – своеобразный портрет скрипки, всегда готовой отдать свое богатство исполнителю.

Видимо, барочная музыка, которую исполняет ансамбль старинной музыки « Musica Tempora » вдохновила художника Владимира Симонова на создание целой серии картин, посвященных стилю барокко. Вот уж истинно куртуазные отношения – ничего лишнего, сплошное поклонение музыке и музыкантам, звукам и инструментам!

А художника Виталия Ермолаева любовь к старине, в частности, эпохе XVII-XVIII веков привела к написанию картин на исторические темы, не претендующие, быть может, на достоверность, но впечатляющие всей пышностью и яркостью красок, костюмов, инструментов, голосов. Их надо воспринимать с легкой иронией, как нечто почти сказочное, как иллюстрация хотя, сон Папагены из оперы Моцарта «Волшебная флейта» на холсте узнаваемого с полувзгляда Андрея Ремнева – тоже своего рода иллюстрация.

На картине Анастасии Дроновой « Moon River – Лунная река» мне очень понравился яркий мощный тромбон, который в жизни, конечно же, отнюдь не такой, но я «услышала» здесь его мощь, его власть над всем оркестром, когда композитор заставляет именно этот инструмент поставить кульминационную точку в коде симфонии или балета (вспомните, например, финал «Щелкунчика», где без бас-тромбона Чайковскому было не обойтись).

Ирина Попова. Нателла играет. 1962, холст, масло, 82х68

Герман Черемушкин. Российский дирижер Александр Ведерников раскрывает музыку Георгия Свиридова. 2021

Мария Переяславец. Сопранист Олег Рябец. 1995, холст, масло, 152х120
Мария Переяславец. Сопранист Олег Рябец. 1995, холст, масло, 152х120

Впрочем, музыка – это, в первую очередь, сами музыканты-исполнители, дирижеры. Посмотрите, сколько сосредоточенности, погруженности в музыку на лице у девочки на картине Ирины Поповой «Нателла играет»: юная пианистка вся там, в нотах, в произведении.

И что уж говорить об удивительном полотне «живого классика» профессора МГХПА Германа Черемушкина, на котором изображен безвременно ушедший дирижер Александр Ведерников. Как точно подмечен его жест, его особенная манера, его трепетное отношение к композитору.

Олег Закоморный. Танец Скорпиона. 2005. Бронза, литье, патинирование, камень
Олег Закоморный. Танец Скорпиона. 2005. Бронза, литье, патинирование, камень

Дмитрий Тугаринов. Ф.И.Шаляпин
Дмитрий Тугаринов. Ф.И.Шаляпин

Скульптор Олег Закоморный, автор знаменитой серии, посвященной танцу, представлен на выставке выразительной пластичной работой 2005 года «Танец Скорпиона». А образ Шаляпина, - да, именно такой он, Федор Иванович, в исполнении Дмитрия Тугаринова, - большой, и Мефистофель, и Годунов, широкий, просторный, истинно русский, наш.

Вот такие они художники, служители Минервы, которые перенесли звуки на свои полотна, чтобы мы прикоснулись к источнику самого светлого и возвышенного – музыке. Чтобы услышали ее, спрятанную в красках, камне, металле, керамике, ткани…



#adgroupart