АРТ ДОСУГ

Церковь Спаса Нерукотворного

2022
Про Абрамцевский художественный кружок, созданный действительно «великолепным» Саввой Мамонтовым, написано очень много.

Что ни личность, то великое имя, которое на устах у каждого просвещенного россиянина: Васнецов, Поленов, Репин, Серов, Коровин, Нестеров, Антокольский, Врубель…

В этой, как бы сейчас сказали, арт-резиденции шедевры рождались один за другим. Творческая атмосфера Абрамцева, видимо, просто зашкаливала.

Савва Иванович умел притягивать к себе таланты, к нему тянулись творческие неординарные натуры, находя в усадьбе людей, близких по духу, которым было что поведать.

Главный усадебный дом в Абрамцево

По дороге в храм

Ипотому не было ничего удивительного в том, что в один прекрасный момент у обитателей усадьбы появилась идея построить здесь свою церковь.

Объявили даже конкурс проектов, в котором победителем стал Виктор Васнецов, предложивший вариант храма в духе отечественного модерна, или неорусского стиля, который мы лицезреем и сейчас.

Трудились все настолько самозабвенно, что поставили церковь практически за два года. В 1882-м году она уже действовала.

Иконостас

Фрагмент Иконостаса

Икона работы Е. Поленовой "Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом"

Глядя на внутреннее убранство этого маленького домашнего храма Спас Нерукотворный, понимаешь, как сложно было все здесь созданное соединить и уравновесить. Однако ж, все объединилось.

И «главный фигурант», конечно же, Иконостас, эскизы которого создавал Поленов. Это во всех смыслах необычный иконостас, потому что иконы в нем как традиционные, так и авторские.

Богоматерь слева от Врат написал Васнецов, он же автор и иконы Преподобного Сергия Радонежского, и Святого Алексия, митрополита Московского, Поленов написал Благовещение (справа от Врат) и Преподобного Нестора-летописца.

Весь верхний правый ряд икон в иконостасе – это работы Васнецова, Поленова и Репина. Эскизы к росписям окон делал рано ушедший из жизни сын Саввы Мамонтова Андрей. Совсем необычно смотрится оконный витраж алтаря, сделанный по эскизу самого Саввы Ивановича.

Известно, что иконы художники писали в основном на меди, и в солнечный день, когда на них падают лучи солнца, создается ощущение, что они как бы светятся изнутри.

Фрагмент внутреннего интерьера

Справа наверху крест из песчаника работы М.Антокольского

Церковь надо было отапливать, поэтому через десять лет здесь поставили сделанную по рисункам и эскизам Михаила Врубеля печь.

Ее типично врубелевский повторяющийся орнамент создает эффект одновременно и тяжеловесности, и легкости.

Вообще изразцы и церкви, и часовни, выстроенной после смерти Андрея Мамонтова, были сделаны в Абрамцевской керамической мастерской.

Печь в храме, сделанная по эскизу М.Врубеля

Романтический пруд в Абрамцево

После 1917-го года церковь отошла музею, но в 1993-м ее освятили вторично, так что сейчас она действующая, и именно здесь проходят службы в память о первых хозяевах усадьбы – Аксаковых и, конечно же, Мамонтовых.