Что ни личность, то великое имя, которое на устах у каждого просвещенного россиянина: Васнецов, Поленов, Репин, Серов, Коровин, Нестеров, Антокольский, Врубель…
В этой, как бы сейчас сказали, арт-резиденции шедевры рождались один за другим. Творческая атмосфера Абрамцева, видимо, просто зашкаливала.
Савва Иванович умел притягивать к себе таланты, к нему тянулись творческие неординарные натуры, находя в усадьбе людей, близких по духу, которым было что поведать.
Ипотому не было ничего удивительного в том, что в один прекрасный момент у обитателей усадьбы появилась идея построить здесь свою церковь.
Объявили даже конкурс проектов, в котором победителем стал Виктор Васнецов, предложивший вариант храма в духе отечественного модерна, или неорусского стиля, который мы лицезреем и сейчас.
Трудились все настолько самозабвенно, что поставили церковь практически за два года. В 1882-м году она уже действовала.

Глядя на внутреннее убранство этого маленького домашнего храма Спас Нерукотворный, понимаешь, как сложно было все здесь созданное соединить и уравновесить. Однако ж, все объединилось.
И «главный фигурант», конечно же, Иконостас, эскизы которого создавал Поленов. Это во всех смыслах необычный иконостас, потому что иконы в нем как традиционные, так и авторские.
Богоматерь слева от Врат написал Васнецов, он же автор и иконы Преподобного Сергия Радонежского, и Святого Алексия, митрополита Московского, Поленов написал Благовещение (справа от Врат) и Преподобного Нестора-летописца.
Весь верхний правый ряд икон в иконостасе – это работы Васнецова, Поленова и Репина. Эскизы к росписям окон делал рано ушедший из жизни сын Саввы Мамонтова Андрей. Совсем необычно смотрится оконный витраж алтаря, сделанный по эскизу самого Саввы Ивановича.
Известно, что иконы художники писали в основном на меди, и в солнечный день, когда на них падают лучи солнца, создается ощущение, что они как бы светятся изнутри.
Церковь надо было отапливать, поэтому через десять лет здесь поставили сделанную по рисункам и эскизам Михаила Врубеля печь.
Ее типично врубелевский повторяющийся орнамент создает эффект одновременно и тяжеловесности, и легкости.
Вообще изразцы и церкви, и часовни, выстроенной после смерти Андрея Мамонтова, были сделаны в Абрамцевской керамической мастерской.
После 1917-го года церковь отошла музею, но в 1993-м ее освятили вторично, так что сейчас она действующая, и именно здесь проходят службы в память о первых хозяевах усадьбы – Аксаковых и, конечно же, Мамонтовых.