АРТ ДОСУГ

Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности

2025
Франциско Инфанте очень давно, в самом начале своей творческой деятельности, хотел «обозначить природу бесконечности», уйти от реальности, и, как бы признавая ее, все же от нее отодвинуться. Его «кинетическое мышление» привело к созданию своих уникальных конструкций. Вплоть до реконструкции звездного неба. Он создавал артефакты, используя зеркало, пленку, картон, бумагу, дерево. Ему, безусловно, нравился Казимир Малевич, но он лишь вдохновлялся им, выстраивая свои «Супрематические игры», беспрерывно находясь в поисках «живой реальности этого мира».
Так случилось, что в самом начале 1960-х появилось содружество художников геометрического направления, а также архитекторов, которые развивали идеи кинетизма, куда входил и Франциско – это содружество называли «Движение». К 1966 году у Франциско Инфанте за плечами участие уже в пяти групповых выставках как в Советском Союзе, так и за рубежом. А еще он завязывал в это время очень интересные знакомства, в числе которых был и знаменитый коллекционер Георгий Костаки. Были и неудачи, если так можно сказать. В 1967-м на ВДНХ состоялась выставка «Молодежь и технический прогресс», в рамках которой Франциско Инфанте показал объект «Галактика». Однако на выставку приехал главный идеолог правящей партии и велел конструкцию снести. Не всё удавалось реализовать. В 1968-м Моспроект заказал художнику разработать световое оформление Красной площади и Кремля. Этот неосуществленный проект показывали весной-летом 2021 года в музее «Гараж» на выставке «Настоящее время. Несовершенный вид». Проект, конечно, был грандиозный, когда в течение часа подсветка разных архитектурных фрагментов под музыку Баха должна была пройти полный круг. Всего лишь 6 лет назад разгромили выставку авангардистов в Манеже, и политически этот проект был обречен.
А в целом творческая активность художника удивляла: он создавал новые артефакты, участвовал в выставках в СССР и за рубежом, сотрудничал с Горкомом графиков, многими галереями, искусствоведами, художниками.
Плодотворными были 1980-е, 1990-е и начало нулевых: за 60 лет карьеры – 98 персональных выставок и почти 400 групповых. Это, конечно, впечатляет. И нынешняя в Новой Третьяковке – здесь уже четвёртая, самая большая – ретроспектива, охватывающая более чем шестидесятилетний путь творчества.
Оказывается, весь дизайн собственной выставки Франциско придумал и нарисовал сам, но осуществить полностью задуманное не удалось просто чисто технически – не позволяла конфигурация зала. Тем не менее, хождение от одного объекта к другому – это своего рода хождение в никуда, это погружение в зеркала или спирали, в зимний лес или геометрический лабиринт, из которого в любом случае зритель выходит несколько другим – кто удивленным, кто слегка обескураженным, кто вдохновленным. Да, может, кому-то ближе по духу Татлин или Чернихов, хотя в данном случае это не имеет никакого значения. Мы просто реагируем на форму, цвет, звук, потому что кинетический мир – другой, совсем другой и потому про каждый объект можно сказать, что он как некая fantasie-impromptu – фантазия-экспромт, то есть импровизация, появившаяся здесь и сейчас, а не шестьдесят лет назад. И даже не год назад. Потому что мир Франциско Инфанте – мир особый, вмещающий в себя реалии природы и ирреальность, свет и абстракцию, воспоминания о будущем и само будущее, каким его всегда видел и рисовал художник. Он всегда строил свою метафору – метафору a la Франциско Инфанте.

А вообще лучше всего хотя бы один раз увидеть – кто первый раз, кто уже какой-то очередной, и в любом случае это будет неожиданно. Интересно – для всех.

Выставка проходит до 13 апреля по адресу: Крымский вал, 10, залы 60-61.

#искусство #современноеискусство #ГосударственнаяТретьяковскаягалерея# выставки# выставкаФранцискоИнфантеМетафорыбесконечности #adgroupart