Танака Рёхэй: уникальный мастер в контексте японской гравюры
2025-06-23 10:43
В Кельнском музее восточно-азиатского искусства до 29 сентября продлили выставку японского художника-графика, гравера Танаки Рёхэй. Это первая выставка, посвященная творчеству мастера на территории Германии, где представлено 170 его гравюр. Всего Танука собственноручно напечатал более ста тысяч работ.
… Вообще искусство офорта в Японии довольно молодое. С гравюрой на меди экспериментировал Сиба Кокан (конец XVIII века), научившись этому искусству у голландских мастеров. Но в 1830-х в Японии начались репрессии против всего голландского и лишь в начале XX века интерес к офорту потихоньку возродился.
В Японию заезжали западные художники, которые познакомили местных коллег с современными европейскими практиками гравюры. Появились новые направления в гравюре на дереве (сесаку ханга) и шин ханга (новая печать). При этом сохранялись традиции коллективного творчества. С другой стороны движение сесаку ханга делало упор на индивидуализм, и художники старались превратить гравюру в подлинный вид искусства.
В контексте японской гравюры, где традиционно преобладают красочные ксилографии, офорты Танаки Рёхэй (1933-2019) занимают уникальное положение.
Он родился в городе Такэцути (префектура Осака). В 30 лет приступил к изучению техники офорта под руководством профессора Фуруно Ёсио. В 1964 году вступил в группу «Киотские офортеры», а вскоре начал выставлять свои работы в Ассоциации японской печати. Его персональные выставки проходили не только в Японии, а также в Китае, США, Финляндии, Африке, Австралии.
Подобно художникам креативного движения сесаку-ханга, которые подчеркивали индивидуальное художественное видение художника, Танака взял на себя каждый этап процесса изготовления гравюры - от проектирования и подготовки медной пластины до печати готовой работы. По тематике его офорты – это и ностальгия, и романтика, и размышления о жизни. Одним словом, все, что он видел и наблюдал вокруг – сельский пейзаж. Ему не нужно было ничего придумывать. Он черпал вдохновение в окружающей реальности. Художественное видение Танаки очень своеобразно.
С поразительной точностью и совершенством он передавал текстуры дерева, соломы, камня и других природных материалов. Что же художник обычно изображал? Деревянный деревенский дом «минка»: без фундамента, с тростниковой крышей, с глиняным полом, без комнат. А еще почти на каждой работе есть «каки» - хурма как символ победы и незыблемости императорского дома.
Процесс создания линии – полировка медной пластины, нанесение кислотостойкой основы из асфальта, канифоли и пчелиного воска, вытравливание видимых линий, - он все контролировал сам. Вкупе с линейным офортом Танака для создания различных тональных вариаций использовал акватинту. После удаления грунта он посыпал пластину измельченной сосновой смолой и нагревал ее до образования крошечных капель. Затем пластина подвергалась воздействию кислоты, и тогда вместо линий получались тональные области. Глубина этих тонов зависела от продолжительности воздействия кислоты, что позволяло Танаке создавать различные оттенки от светло-серого до темно-черного. Использовал он и такой прием в технике акватинты как травление сахарным песком. При этом получалась имитация акварельного рисунка или рисунка с пером с размывкой кистью. Еще одна техника – это так называемая «сухая точка», которая заключалась в нанесении прямых линий на пластину без использования кислоты, получался заусенец, который оставлял отпечатки мягких серых тонов.
Хотя Танака был известен прежде всего своими монохромными работами, он экспериментировал и с цветным офортом, используя несколько пластин или технику «a la poupee”, при которой тонкая бумага приклеивается к отпечатку, чтобы в изображении получились тонкие цветовые вариации.
…Да, Танака Рёхэй был непревзойденным мастером гравюры, мастером-виртуозом и, пожалуй, одним из самых плодовитых художников своего поколения