АРТ ДНЕВНИК

Пляски духа и даже… чувствовед в хаосе случайности

2025
А ведь все началось с золотой рыбки, которая вообще-то оказалась воблой. Но не суть важно. Важно, что познакомились мы с необычным художником, который оказался еще и психологом. Даже без «ещё». Кирилл и психолог, и график. Одновременно. Тут всё на равных. Он так и говорил, что «начал свой путь как художник с попытки изображать реакции человека на выбранные темы художественно».
Сон в безлунную ночь. 2020, бумага, смешанная техника (акрил, гелевые ручки)
Его легкие с виду графические листы на самом деле очень долгие, ибо работа над каждым из них занимает уйму времени. А еще Кирилл пишет о том, что он пишет (простите за тавтологию). Он не оставляет «за кадром» свои мысли и щедро делится со своими зрителями. Так что же, и думать не нужно? Нужно. Автор лишь дает небольшую наводку, некую отправную точку, а дальше, оттолкнувшись, мы можем фантазировать сколько угодно.
Однажды Кирилл сказал: «Каждая работа для меня – это в какой-то степени риск, игра с хрупкостью». Хрупкость и вправду весьма заметна. И в ней очень много мыслей, которые каждый понимает по-своему. Это с одной стороны. А с другой – такие порой мощные линии с элементами сюра, но ощущение, что нарисовано сразу, начисто, без оглядки и без черновиков.
И в какой же технике работает Кирилл? Сейчас всё просто: авторы пишут под графическими листами «смешанная техника», а в скобочках дают расшифровку. Так вот у Кирилла доминантой выступает гелевая ручка. «Потому что с помощью нее, - говорит художник, - в пятнах, которые я закрашиваю, можно создать фактуру. Направление штриха, бороздки на бумаге – все это имеет композиционное значение…». А еще он рассказывал, как сложно работать именно с гелевой ручкой: одно неверное движение – и картина напрочь убита.
В графике всё имеет свое назначение и значение. Даже размер, даже направление взгляда (откуда начать смотреть и пройтись по рисунку), даже сиюминутное настроение.
Ну что ж, посмотрим?
- Поэтические портреты
В 2018 году Кирилл соприкоснулся с миром поэзии – он начал работать над большой серией «Портреты поэтов». О каждом поэте он может теперь много рассказать – как работал, с чем пришлось столкнуться, за кем вынужден был побегать и т.д. Первая работа из этой серии – Завод имени Скотолевского». Скотолевский – псевдоним поэта Владимира Никулина, которого художник представлял как некий завод «по переработке реальности» – отсюда и название. А вот знакомство с сибирским поэтом Антоном Метельковым, похоже, произвело на Кирилла очень большое впечатление, но в результате получился абстрактный минималистический портрет. Почти как в нескольких строках из Антона Метелькова:
не щебетом, но щебетаньем
помножь длину на тишину,
когда кратчайшим расстояньем
ты шлешь бессильную волну…
Прошелся Кирилл гелевой ручкой и линером и по стихам своего тезки поэта Кирилла Маркова, очень активного, который пишет много, но не всё однозначно в эстетике его поэзии. Вот насчет страстей – тут Кирилл-художник абсолютно прав: страстей много. Интересен и мощный портрет поэта Павла Быкова, а также портрет поэтессы и музыканта Софьи Грабовской. Кирилл тут, по его словам, исследует – чего в Софье больше – музыканта или поэта, ибо слово «бард» к ней явно не подходит. А что тогда?
Завод им Скотолевского.2018, бумага, смешанная техника (акрил, гелевые ручки)
Метельков 2021. Бумага, смешанная техника (акрил, гелевые ручки)
Портрет Паши Быкова
След шекспировских страстей в поэте Маркове. 2020
Сложность арфы.2021. Бумага, смешанная техника
- О механике восприятия
У Кирилла на бумаге кипят свои страсти, и в них то контрасты, то идиллии, то намеки, явные и неявные, то еще какие-то загадки.
Механика восприятия образов. 2022. Бумага, смешанная техника
Тоска может быть крылатой но не так как ты думаешь. 2024. Смешанная техника
Например, тоска. Она действительно бывает разная, оттенков у нее множество. Это может быть тихая печаль, просто легкая меланхолия, жажда чего-то непонятного, страдание, сильное и не очень, ближе к меланхолии. Но это может быть и агония – такой страдальческий накал. Но у автора тоска как бы крылатая, перевернутая с ног на голову, ждущая встречу со своим единственным, с надеждой, с будущим.
В ожидании весточки. 2018. Смешанная техника (акрил, гелевые ручки, линеры)
Где-то рядом с тоской и ностальгия. Не то болезнь, не то легкое дуновение прошлого – у кого как. Сродни этому листу и «В ожидании весточки». Никакой аллегории: женщина на берегу моря. Она всегда ждет. Ждет и тоскует. Ну, и скучает, наверное.
Рассматривая луковые кольца реальности. 2018. Смешанная техника (акрил, линеры)
Совсем другая по настроению работа «Рассматривая луковые кольца реальности». «Я создавал своего рода портрет теологической истории человечества», - сказал Кирилл об этой композиции. Тут есть о чем размышлять – так всё запутано. Попытка абстрагироваться от синего куба слева, которая показалась здесь лишней, ничего не дала – центральная фигура начала стремительно «падать». И вообще стало понятно: у Кирилла нет лишних линий и фигур, просто нет.
- Философия цветового пятна
Но вот необычный лист – Река. Такая концептуальная Река Времени с рыбешками, русалкой и со всем, что должно быть в речке в принципе. Река и Время. Время и Река. Без сравнительного союза, который, как общее неизвестное в уравнении, просто выносится за скобки. И яркое цветовое пятно со своими тайными смыслами удерживает «на плаву» всю композицию, которую можно долго рассматривать, по которой можно долго блуждать.
РЕКА. 2016. Плотная бумага, смешанная техника (масло, гелевые ручки, линеры, акрил)
Пляски духа. 2020. Смешанная техника (акрил, гелевые ручки, линеры)
Snapshot of the nostalgia. 2021. Бумага, смешанная техника (акрил, гелевые ручки, линеры)
Рыбаловка. 2021. Бумага, смешанная техника (акрил, гелевые ручки, линеры)
И, если «Пляски духа» о том, что мы оставим нашим потомкам, то три мазка (желтый, зеленый и синий) в «Snapshot of the nostalgia» действительно, как в моментальном снимке, дают нам тот же моментальный шанс окунуться в свои воспоминания, которые, как правило, разноцветные, разновременные, но – согласитесь – у каждого свои. Все же ностальгия – штука довольно интимная.
Арпеджиа. 2022. Бумага, смешанная техника
Иная тональность в серии «Гарпии». Вообще гарпии, согласно древнегреческой мифологии, похитительницы детей и человеческих душ, которые наводили ужас на людей. В «Арпеджиа» гарпия – погибшая птичка-воробушек. Арпеджио – это тип ломаного аккорда, последовательность из двух тонов, но автор здесь хотел изобразить «строгую последовательность жизни и смерти». И красный след – своего рода символ и радости, и жизни, и ухода.
Портрет красоты временности. 2018. Бумага, смешанная техника (акрил, гелевые ручки, линеры)
И в графическом портрете слегка надменной незнакомки есть цветовое пятно – кусочек лирического и одновременно экспрессивного пейзажа, и не будь этого пятна, то портрет сразу бы поскучнел и утратил если не все, то очень многое. Такая вот философия.
- Маленькая история про «Чувствоведа» и чуть-чуть о признании
Вот что пишет Кирилл про свой лист «Чувствовед»: «Это особенная работа… Однажды друг купил старый дом в глухой деревеньке и попросил помочь выбросить старую мебель. На одном из шкафов мы обнаружили пачку бумаги. Судя по всему, она лежала там годами и иногда на нее капала вода…» Короче, от капелек воды получились узоры, которые Кирилл использовал – подрисовал, подкрасил. Получилась роза, потом еще что-то. Соавтором художника здесь «выступает время и хаос случайности».
Чувствоед. 2019. Бумага, смешанная техника (акрил, гелевые ручки, линеры, пастель)
Штриход линий жизни в России или Золотая вобла. 2019. Бумага, смешанная техника (акрил, гелевые ручки, линеры)
Ничего не могу сказать – работа «Штрихкод линий жизни в России или Золотая вобла» (A life line barcode) на английском звучит лучше. И… тут всё: предельный минимализм, дорожки-полоски, не то параллельные, как бесконечная железная дорога, не то что-то связанное с тюремной решеткой, куда каким-то образом затесалась пресловутая сказочная золотая рыбка (она же вобла). Ирония, сарказм? И элементы современного штрихкода, без которого мы себя уже не мыслим в сегодняшней жизни – куда ж без него?
Что касается признания, то Кирилл нам сам признался, что его лучше знают за рубежом, чем у нас в России, хотя начиная с 2007 года он участвовал в самых разных выставках: в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Италии, Сербии, Армении, Голландии, в Китае, Южной Корее, на Кубе.
И в конкурсах тоже участвовал, в том числе и международных. Та самая картина с золотой рыбкой-воблой заняла второе место в международном конкурсе "GO! NEW YORK!", который проходил в Нью-Йорке в 2019 году, а через год эта же работа заняла II место на Международном Фестивале Абстрактного Искусства в секции "Концептуализм" (категория – профессионал), который проходил в Санкт-Петербурге. Конкурсов, выставок, аукционов было немало и нет смысла их перечислять. Это уже было. Осталось в памяти.
А дальше? Новые проекты. Линии бесконечны. Линии для бесконечного творчества…
#искусство#изобразительное искусство# графика#Кирилл Аркадьев#adgroupart