АРТ ДОСУГ

Александр Савинов. Свободный художник и «умиротворенный Врубель»

2023

До 22 января все, кто не успел посмотреть эту выставку, могут это сделать. Работы художника предоставили 14 российских музеев и частные коллекционеры.

Автопортрет. 1902. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева
Автопортрет. 1902. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева



Афиша выставки
Аф
иша выставки


Почему почти забытого художника первой половины XX века, уроженца Саратова и одного из ярких представителей так называемой Саратовской школы называли «умиротворенным Врубелем». – вопрос, что называется, «на засыпку». Есть в его творчестве что-то от Врубеля, что-то еще от кого-то – он всю жизнь учился и восторгался красотой и людьми. И вот именно – что-то. Не более того. Потому что его можно узнать сразу и навсегда. Потому что он никому не подражал и в творчестве был самым настоящим перфекционистом – если ему что-то не нравилось в созданном им самим – уничтожал, и баста.

Савинов счастливо избежал политических передряг и революций начала XX века, окончив в 1908 году Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств с Золотой медалью и вскоре получив пенсионерскую поездку в Италию, где пробыл с 1909 по 1911 гг.  Хотел заниматься у Репина, но не попал в его классы и учился у Кардовского. К соцреализму 1920-1930-х он так и не приспособился, поэтому решил преподавать. В Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры он заведовал кафедрой композиции и был проректором по научной и учебной работе.

В Ленинграде его застала Великая Отечественная война, и Савинов принимал деятельное участие в эвакуации Эрмитажа. Занимался он упаковкой Рембрандта. С эвакуацией торопились, потому полотна просто срезали с подрамников и сворачивали в трубки. Савинов не принял этот варварский с его точки зрения метод и отнесся к снятию шедевров Рембрандта по всем правилам, совершив, собственно, самый настоящий подвиг. Он и умер в феврале 1942 года, оставшись в Блокадном Ленинграде. Многие его картины пропали.

Один из ранних автопортретов 1902 года – с родины, из Саратовского государственного художественного музея. Тогда художник жил на Васильевском острове и писал себя в основном по ночам, а потом подарил автопортрет матери на день Ангела. Портрет Савинова, написанный художником Вадимом Фалилеевым, находится в Мордовии и… как они отличаются от его собственного почти наброска, сделанного в 1930-м, хотя, может, именно таким он увидел себя тогда.

Мальчик над Волгой. 1902. Холст, масло. Ярославский художественный музей
Мальчик над Волгой. 1902. Холст, масло. Ярославский художественный музей


В саду. 1906. Холст, масло. Собрание Романа Бабичева. Москва
В са
ду. 1906. Холст, масло. Собрание Романа Бабичева. Москва



Окно. 1909. Холст, масло. Курганский областной художественный музей
Окн
о. 1909. Холст, масло. Курганский областной художественный музей


В Курганском художественном музее находится совсем недавно атрибутированное полотно художника «Окно». И все благодаря найденному письму художника своей будущей жене, в котором он писал: «…видно небо, старые здания отживающего свое век былого Саратова, церковка с зелеными куполами, верхушки деревьев с вороньими гнездами… Савинов много раз возвращался в родной город. Он никогда его не забывал.

Купаль
щицы в апельсиновой рощице. Холст, масло. Собрание Ирины Огановой, Санкт-Петербург


Заграница, конечно, произвела на художника огромное впечатление, но не затмила собственный стиль – всегда какой-то особенный, свой. «Латинский квартал», сделанный в далеком 1907-м, очень-очень французский. Как он сумел ухватить суть этого особенного парижского уголка! А вот «Белый мул на фоне моря», оказывается, этюд-заготовка для задуманного большого полотна – женщины, которая рисует мула у моря, но потом художник отказался от первоначального замысла, и в результате остался этот милый мул.

И как хорошо, что Савинов побывал на Капри, где у него возник замысел «Купальщиц» – картины, над которой он работал два года, делая множество карандашных заготовок, и про которую он писал в письме Кардовскому: «… это я задумал запеть свой маленький гимн Итальянской земле, древней, кудрявой земле …» Как здорово сказано – запеть гимн. Их не сразу и разглядишь, этих купальщиц – так изящно художник спрятал их в апельсиновом раю. Они здесь неотъемлемая часть благословенной природы, умиротворенной, разумной. Действительно гимн – женским головкам, южному теплу и краскам.

Портрет молодой дамы. Вторая половина 1900-х. Холст, масло. Собрание Романа Бабичева. Москва
Портрет
молодой дамы. Вторая половина 1900-х. Холст, масло. Собрание Романа Бабичева. Москва



Портреты кисти Савинова – особая глава его творчества. Он написал их немного, часто по заказу, но они все разные. В начале 1900-х появляются, например, «Портрет сестры Лизы», «Портрет молодой дамы», про которые критики порой говорили, что он писал каких-то томных женщин в шелках. Нет у художника никакой томности. Есть характеры. Есть его узнаваемый антураж, явный или скрытый. Есть образ.

Портрет Лии Цитовской. Холст, масло. Государственный Русский музей
Портрет
Лии Цитовской. Холст, масло. Государственный Русский музей



Портрет Па
вла Харитоненко. Середина 1910-х. Частное собрание. Санкт-Петербург



Портрет Марии Андриевской. 1911. Государственный Русский музей
Портрет М
арии Андриевской. 1911. Государственный Русский музей



Чудный «Портрет Лии Цитовской» (такой он увидел свою будущую жену), который сейчас находится в Русском музее. И «Портрет Павла Харитоненко», сахарозаводчика, истинного предпринимателя и страстного коллекционера. Он даже получил звание почетным академика Императорской Академии художеств. Савинов расписывал в имении Харитоненко под Харьковом храм, а вот портрет писал уже после смерти коммерсанта по фотографии по просьбе вдовы. Искрящийся «Портрет Марии Андриевской» – тоже заказ. Оказывается, был большой портрет, и он утерян, а это всего лишь этюд- но какой!

Портрет скульптора Василия Симонова. 1924. Холст, масло. Собрание KGallery Санкт-Петербург
Портрет скульптора Василия Симонова. 1924. Холст, масло. Собрание KGallery Санкт-Петербург


Портрет сына. 1926. Холст, смешанная техника. ГТГ


Скульптора Симонова, который в 1920-х был ректором Вхутеина, Савинов писал, когда тот сломал руку, потому что «поймать» его образ было трудновато – по воспоминаниям современников, он все время менялся.

«Портрет сына» – это портрет младшего сына художника Глеба, тоже художника, благодаря которому сохранился архив отца (он передал его в фонды государственных музеев) и который написал о нем монографию. В 1983-м Глеб издал тезисы из неоконченной книги отца с незатейливым названием «Работа художника над картиной». Дело, конечно, не в названии. Не правда ли?