АРТ ДНЕВНИК

Репортаж из музея Людвига в Кельне

2025
Часть 1

Музей Людвига, который находится совсем рядом со знаменитым Собором был создан в 1976 году, так что через год он будет отмечать полувековой юбилей.

Гораздо раньше, в 1946-м коллекционер Йозеф Хаубрих, собиравший экспрессионистов и модернистов, подарил почти всю свою коллекцию Кельну, показав ее на выставке. Именно на этой выставке оказался простой студент Петер Людвиг, который в будущем стал выдающимся коллекционером и меценатом. А тогда, в 1946-м, он изучал историю искусств в университете в Майнце, окончив который возглавил весьма успешный кондитерский семейный бизнес. «Шоколадные» деньги Людвиг вкладывал в искусство – так собралась уникальная коллекция: от произведений античности до русского авангарда, к которому коллекционер питал особую страсть.
Через 30 лет, 5 февраля 1976 года, был подписан замечательный документ: всю свою коллекцию Петер и его супруга Ирен подарили городу Кельну.
Здесь, в частности, хранится самая полная коллекция произведений раннего авангарда за пределами России, американский и британский поп-арт, работы в стиле абстракционизма и сюрреализма, современное немецкое искусство.

В 1994 году Ирен и Петер Людвиг передали в музей 90 работ Пабло Пикассо. Сейчас здесь находится 774 работы испанского мастера, включая картины, керамические скульптуры, рисунки и гравюры.
Мириам Кан. Без названия. 1995
Любайна Химид. Ле Родер. 2017
…Первое впечатление – какая-то особенная музейная тишина. По сравнению с толпами, идущими, в Собор, здесь нет никого. На первом этаже нас привлекли четыре художника XX века.

Это Мириам Кан из Швейцарии, Любайна Химид из Британии, Андреас Шульце из Германии и Керри Джеймс Маршалл из США.

Если Мириам Кан в основном интересуют вопросы феминизма, то британскую художницу родом из Танзании, лауреата премии Тёрнера Любайна Химид занимают вопросы истории расизма в западных обществах. Так, полотно «Ле Родер» рассказывает об ужасных событиях, произошедших в 1819 году на французском невольничьем судне «Ле Родер», когда команда выбросила многих рабов, которые считались товаром, за борт. Но Химид вместо того, чтобы изображать это кровавое насилие, создает образ солидарности, некий призыв к действию.
Андреас Шульце. Я ничего не покупаю.
В своем абстрактном творчестве Андреас Шульце использует самые обыкновенные предметы быта. Просто стол, просто разнообразные предметы. «Я ничего не покупаю» – это название. Как тонкая шутка. Ирония. Выстроившиеся в ряд предметы, дорогие и простые, всякие, символ теплоты и комфорта в ограниченном пространстве. Высокая стена в средней части картины загораживает обзор. Видна только верхушка церковного шпиля и немного листвы, пробивающейся снаружи.
Керри Джеймс Маршалл. Виньетка № 15. 2014
Работа американского художника и скульптора Керри Джеймса Маршалла пополнила коллекцию музея Людвига в 2014 году и стала первой картиной, попавшей в европейский музей. В своих виньетках Маршалл обращается к традиционным западным живописным традициям и техникам для создания романтических портретов афроамериканского среднего класса, которые не представлены в Европе.
Отто Дикс. Портрет доктора Ганса Коха 1921
После первой мировой войны появилось искусство с социально-критическим уклоном: новая объективность как противоположность экспрессионизму. Художники, работающие в этом стиле, описывали мир и время в точных деталях и в своеобразной едкой манере. Таков был немецкий живописец и график Отто Дикс (1891-1969). Он как бы переносил свой неподкупный взгляд на холст – получалась почти карикатура. Или гротеск. Или и то, и другое.
Франц Вильгельм Зайверт. Город и деревня. 1932
У Франца Вильгельма Зайверта (1894-1933), уроженца Кёльна, первая персональная выставка состоялась в своем родном городе в Кунстферейн в 1923 году, когда он уже вместе со своим коллегой Генрихом Гёрле создал «Группу прогрессивных художников». Группа просуществовала с 1920 по 1933 годы. Когда нацисты пришли к власти, Зайверт умер. Но группа не позволила искусству стать слугой политики. Ее тематика с ярко выраженной строгостью связана с размышлениями о жизни, о почерке и материале художника.
Генрих Хёрле. Портрет Труде Алекс. 1933
На соотечественника и друга Зайверта Генриха Хёрле (1895-1936) и его авангард большое влияние оказали Владимир Татлин и Эль Лисицкий, однако при Гитлере искусство Хёрле было признано дегенеративным и в июле 1936 года он умер.
Алексей фон Явленский. Голова женщины. 1917
Еще одной жертвой нацизма стал русский и немецкий художник, родившийся в Москве, Алексей фон Явленский (1864-1941), который будучи вольнослушателем посещал класс Ильи Репина в Петербургской Академии художеств, но потом судьба забросила его в Мюнхен, где он поступил в знаменитую студию Антона Ажбе (в Германии он как раз и стал себя называть фон Явленский).

Зайверт стоял у истоков экспрессионизма, состоял в группах «Синий всадник», «Синяя четверка». В 1933 году ему запретили выставляться, хотя он из-за болезни он и так уже живописью не занимался.

Эрнст Людвиг Кирхнер. Коричневык фигуры в кафе. 1928-1929
Вообще основателем именно немецкого экспрессионизма считается Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938), который в 1905 году создал со своими друзьями группу «Мост», написал ее манифест, но из-за разногласий между художниками группа через 8 лет распалась. Поучаствовал Кирхнер и в «Новом сецессионе», много поездил по Германии. В 1914 году Кирхнер ушел на фронт, где получил такую травму, что его комиссовали. В 1937 году его живопись была признана дегенеративной, а еще через год он добровольно ушел из жизни.
Август Маке. Прощание.
Одним из участником и лидером группы «Синий всадник» был Август Маке (1887-1914), проживший короткую, но яркую жизнь. Он был активным пропагандистом деятельности группы, организатором выставок. С началом Первой мировой войны ушел на фронт и погиб в бою осенью 1914 года. Свою последнюю картину он написал как раз перед уходом на фронт. До того, как она получила название «Прощание», ее именовали «Улица с людьми в сумерках». В 1991 году в Бонне открылся дом-музей Августа Маке.
-13
Эрнст Вильгельм Най. Четыре красных диска. 1967
Джаксон Поллок. Черное и белое №15. 1951.
Моррис Луи. 1958-1959.
Уинфред Гаул (1928-2003). Изображение маленькой виселицы. 1963
Уильям Копли (1919-1996). Камера для брауни. 1971
В пояснительном тексте к экспозиции, посвященной тенденциям абстракционизма, написано буквально следующее: после окончания Второй мировой войны европейское искусство столкнулось с новым началом.

Фашизм и Холокост пошатнули основы морали и этничности. И вот результат: на Западе были отвергнуты все формы фигуративной живописи, поскольку они приравнивались к произведениям нацистского искусства или социалистическому реализму. В этой ситуации абстрактная живопись оказалась вполне подходящей и ничем не обремененной альтернативой. Начали появляться самые различные стили абстракции.

В Германии художники-абстракционисты, такие как Эрнст Вильгельм Най и Карл Отто Гоц, объединились в группу «Информель». В Америке главенствовал абстрактный экспрессионизм, видным представителем которого был Джексон Поллок. Словно в диком безумии, Поллок бросал краску на холст, лежащий на земле, и таким образом ввел термин «Живопись действия». В то же время возник контрастный геометрический медитативный стиль цветового поля. Картины Марка Ротко, Барнетта Ньюмана и Эда Рейнхардта погружают зрителя в бескрайнее цветовое пространство. Моррис Луи наносил тонкую краску на большие незагрунтованные холсты и так создавал вибрирующее царство цвета. Проволочные петли Уинфреда Гаула, расположенные в ряд, образуют причудливую картину виселицы, а предметы, изображенные Уильямом Копли, напоминают обычные комиксы.
Жан Дюбюффе (1901-1985). Пейзажный портрет
Несколько особняком в абстрактном искусстве стоит художник и скульптор Парижской школы Жан Дюбюффе (1901-1985), известный и у себя в стране, и за ее пределами как создатель направления «ар-брют». Он был успешен, участвовал во многих выставках. Его скульптура «Portable Landscape» (портативный пейзаж), выполненная из полиуретана в 1968 году, находится в коллекции музея.
Филип Гастон. Сложности. 1983.
К какому течению можно причислить американского Филипа Гастона (1913-1980), трудно сказать. В начале своей карьеры он был близок к идеям Сикейроса, во время Великой депрессии работал в жанре монументализма, но вообще в 1960-х считался ведущим абстрактным художником вместе с Ротко и Поллоком. Его личные интересы – сюрреализм и творчество Пикассо. Однако в 1970-х Гастон вернулся к фигуративу, что явилось неожиданностью для современников. В январе прошлого года галерея Тейт в Лондоне представила эпохальную выставку произведений Гастона – более ста работ.
Казимир Малевич. Супрематизм №38. 1916.
Марк Шагал. Желтый дом. 1924.
Наши Казимир Малевич и Марк Шагал все чаще вызывают отторжение у так называемых простых неподготовленных зрителей. Кстати, тема желтого дома есть и у Малевича (Пейзаж с желтым домом, 1906, Русский музей, СПб), и у Шагала. Но у Шагала есть еще и «Синий дом» (1917 год, находится в музее изящных искусств в Льеже).
Урсула. Воспоминание о бабочке. 1962.
Урсула. Голова. 1962
Наше собственное открытие – Урсула (Урсула Шульце-Блюм, 1921-1999). Она самоучка. Какая-то смесь фантастических животных, сказок, метаморфоз, параллельных миров. Что это? Примитивизм, наивное искусство? Нельзя определить однозначно. Действительно смесь. Известно, что в 1979 году Урсула участвовала в Сиднейской биеннале современного искусства, которая проводится с 1973 года и вместе с Венецианской биеннале, биеннале в Сан-Паулу и Documenta считается одной из старейших выставок и одним из самых посещаемых мероприятий.
Часть 2
О коллекции Пабло Пикассо в музее Людвига.
На третьем этаже в музее Людвига можно посмотреть работы Пабло Пикассо. Там мы и встретили пожилую чету фермеров из Японии, прилетевшую специально взглянуть на картины испанского художника. В Париже они уже были, а Барселоне тоже, теперь вот в Кёльне. На вопрос, что им нравится больше или меньше, они, немного подумав, ответили, что работы Пикассо excite their imagination. Да уж – мало кто еще мог так будоражить воображение, как Пикассо.
Каким образом третье по величине наследие художника попало в Кёльн? Процитируем маленький отрывок из книги Джеймса Стоуртона «Великие коллекционеры нашего времени. Европа и Азия»: «Людвиг приобрел бóльшую часть Пикассо из трех источников: галереи Бейелера в Базеле, галереи Луизы Лейри в Париже и у Ангелы Розенгарт, которая помнит, как этот солидный джентльмен превращался в маленького мальчишку, когда покупал что-то новенькое от Пикассо. Она разделяла и поощряла его пристрастие к поздним работам, в которых, по мнению Людвига, «Пикассо достиг определенной свободы»…Коллекция Пикассо у Людвига получилась немного неровная, но, учитывая бешеный ритм жизни коллекционера, можно только удивляться, как ему вообще удалось собрать такую группу…»
В 1994 году Петер и Ирен Людвиг подарили городу 90 работ Пабло Пикассо, а в 2001-м на церемонии открытия нового здания музея Ирен передала в дар музею почти 770 картин художника, наследие которого насчитывает 43 тысячи произведений – живопись, графика, литографии, керамика, скульптура.
Арлекин, сложивший руки. 1923
Женщина в зеленом халате. 1922
Голова читающей женщины. 1963
Перепевать его биографию – штука неблагодарная. Голубой период, розовый период, кубизм… Многочисленные женщины, потому что ему всегда нужна была муза.

Аукцион Sotheby’s в 2007 году и проданная на нем самая дорогая в бронзе скульптура в мире «Голова женщины». Кочующий с одной выставки на другую в разные страны «Арлекин, сложивший руки» (1923 г.), слегка грустный и задумчивый, не похожий на других из «творческой арлекинады» художника. Годом раньше написанная «Женщина в зеленом халате», в облике которой вдруг проступает что-то классически-греческое как будто сошла она с краснофигурной вазы.
Голова женщины. 1941
Завтрак на траве. 1961
Пикассо беспрерывно чем-то вдохновлялся. Вернее, кем-то. «Завтрак на траве» Эдуард Мане написал в 1863 году. Почти через сорок лет Пикассо увидел это полотно на Всемирной выставке в Париже и… спустя столетие написал свой ланч, свой «Завтрак на траве». Даже не оммаж, а такой сине-зеленый обертон обыденности и веселья, как бы затевая диалог с Мане в своем ключе, в своем стиле.
-13
Большой кувшин с двумя масками. Large Jug with two mascs
Веселая керамика мастера, и объемная, и плоская, тарелки, миски, кувшины вообще вызывает ощущение озорства. Сюжеты самые разные: античность, животные, образы женщин, абстракции, деревенские испанские мотивы. Пикассо увлекся керамиков после Второй мировой войны, когда увидел керамические изделия на выставке во французской коммуне Валлорис. Критики не сразу восприняли Пикассо как керамиста, считая это увлечение своего рода баловством. Но спустя время оценили по достоинству.
Впрочем, увлечение не развлечение. Художнику нравилось создавать, украшать, он был искренен во всем – и в творчестве, и в любви. Может, поэтому ему всё удавалось. Поэтому он остался в истории – живописец, скульптор, график, дизайнер, керамист.
#искусство#изобразительноеискусство#живопись#керамика#скульптура#ПаблоПикассо#музейЛюдвигавКельне#adgroupart