АРТ ДОСУГ

К 160-летию со для рождения Константина Коровина

2021
23 августа в галерейном пространстве «Коллекцiонеръ-клуб» открылась выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний».

Это уже вторая выставка «Коллекцiонер-клуба», а первая в начале года называлась «До встречи в Париже» и была посвящена художникам-эмигрантам. Коровинская экспозиция небольшая, но впечатляет своей камерностью, какой-то трогательной интимностью. В каждую картину входишь как к себе домой: открыто, спокойно, не рассуждая. Этим, кстати, отличаются маленькие помещения от больших музейных, где растворяешься среди разноцветья и порой не успеваешь ни сосредоточиться, ни проникнуться.
Впрочем, возможно, мы ошибаемся.

Константин Коровин. Гурзуф ночью. 1911, холст, масло
Константин Коровин. Гурзуф ночью. 1911, холст, масло

… Константина Коровина называли «Моцартом живописи» и «Паганини в живописи». Безусловно, его живописные «Ноктюрны» очень музыкальные, живые, сродни «ночным» шедеврам Шопена.

А в жизни, по воспоминаниям современников, он обладал такой харизмой, что стоило Косте (так его называли друзья и женщины) появиться, всё приходило в движение, все радовались, а женщины сразу влюблялись. Недаром у него было столько друзей среди великих неординарных людей. Его личную жизнь нельзя назвать безоблачной, скорее, совсем наоборот. Она была тяжелой. Вот его карьера в нынешнем понимании складывалась более удачно. Если вчитаться в полученные титулы: русский живописец, театральный художник, педагог и писатель, Академик живописи, хотя его и поругивали за импрессионистские увлечения. Удачно для Коровина начался и новый XX век. Так, за оформление Русского отдела на Всемирной выставке в Париже он был награжден орденом Почетного легиона.

Вообще в Париж художник попал первый раз в 1888 году на деньги Саввы Морозова. Какое прекрасное было время! И совсем другим оказался отъезд во Францию в конце 1922-го, куда Коровин поехал, думая, что вернется. Но – не сбылось. Все оказалось намного сложнее, мода на импрессионизм прошла, зрение уходило, пришлось заняться писательством, в котором он оказался не менее талантливым, чем в живописи. В одном из своих рассказов Коровин писал: "Жизнь прошла, пролетела… И мелькают в душе воспоминания. Незначительные, простые, но милые. Впечатления прошедшей жизни. Там, в России, они казались окружающим пустяками. Но почему-то память о них радует, радует так светло…"

И все-таки фраза заканчивается на слове «радость». Потому что он, Коровин, как личность и есть сама радость. Радость бытия, радость красок, радость общения.

Константин Коровин. Ночной Париж. 1923, холст, масло
Константин Коровин. Ночной Париж. 1923, холст, масло


Константин Коровин. Ночной Париж. Конец 1920-1930-е, холст на картоне, масло
Константин Коровин. Ночной Париж. Конец 1920-1930-е, холст на картоне, масло

Константин Коровин. Париж. Ночное кафе. 1929, дерево, масло
Константин Коровин. Париж. Ночное кафе. 1929, дерево, масло

Город на юге Франции. 1925, дерево, масло
Город на юге Франции. 1925, дерево, масло

Французские ночные картины, представленные на выставке, полны яркого искусственного света, на них много людей, маленький городок в синеве, но кажется, что художник как будто возвышается стремительными мазками над этой яркостью и обыденностью. Ни ностальгии, ни пессимизма – что-то другое, ну вот чисто коровинское.


Дама у окна. 1921, холст, масло
Дама у окна. 1921, холст, масло

Женский портрет (Р.А.Крыловецкая). 1922, холст, масло
Женский портрет (Р.А.Крыловецкая). 1922, холст, масло

Ноктюрн. 1922.
Ноктюрн. 1922.

А женские портреты! Он писал женщин охотно, с вдохновением. Не менее вдохновенно исследователи живописи проникали в тайны пастозных женских образов, таких тоже чисто коровинских, коих сразу узнаешь. Многие женские портреты были показаны на персональной выставке на Большой Дмитпровке в 1921-м году и в них, как писал тогдашний критик «поэзия синеющих сквозь окно комнаты сумерек, не печальных, не скорбно-унылых, а тихо манящих, волнующе-таинственных»…


Розы в терракотовой вазе. 1917, холст, масло
Розы в терракотовой вазе. 1917, холст, масло

Яблочный спас. 1919. Холст, масло
Яблочный спас. 1919. Холст, масло

Натюрморт с розами, вазой и фруктами. 1921, холст, масло
Натюрморт с розами, вазой и фруктами. 1921, холст, масло

Урожай. 1920-е, холст, масло
Урожай. 1920-е, холст, масло

Натюрморт с рыбами и лангустинами. 1920-е, холст, масло
Натюрморт с рыбами и лангустинами. 1920-е, холст, масло

Вот натюрморты неожиданны. Ладно, розы, сочные яблоки в саду – экспрессивно, ярко. И тут же – Урожай». Спокойный, богатый, у каждого фрукта – свое «лицо». Некое любование богатством. А в «Натюрморте с рыбами и лангустинами», напротив, своеобразный вызов голландцам XVII века, только без всяких моральных уроков, а так, малость даже небрежно, но изящно.


В окрестностях Охотино. Конец 1910-х-начало 1920-х, холст, масло
В окрестностях Охотино. Конец 1910-х-начало 1920-х, холст, масло

Деревенская сцена. Мордовия. Бабы. 1911, холст, масло
Деревенская сцена. Мордовия. Бабы. 1911, холст, масло

Зима. Дерево, масло
Зима. Дерево, масло

Летний день. Пруд. Охотино. 1922, холст, масло
Летний день. Пруд. Охотино. 1922, холст, масло

Половодье. 1920-е, картон, масло, темпера
Половодье. 1920-е, картон, масло, темпера

Ну, а деревенские сельские пейзажи – что тут скажешь. Можно сказать, фрагменты жизни. Где сочный колорит, как в деревенских сценах в Мордовии – это 1911 год, а где так грустное половодье 1920-х, когда краски пришлось разводить. Еще будучи совсем молодым Коровин как-то сказал: пейзаж нельзя писать только за то, что он красив: «в нем должна быть история человеческой души».


Федор Шаляпин и Константин Коровин  в парижской мастерской художника. 1930.
Федор Шаляпин и Константин Коровин в парижской мастерской художника. 1930.

Впрочем, вся живопись Константина Коровина – это история его собственной души. Без проходных ролей. Со страстью, любовью и радостью.


Выставка продлится до 23 октября



#adgroupart#москва#художник#искусство#nbsp;#изобразительноеискусство
 #живопись  #art #artnews #ad #искусство #реклама #публикация #новости #артновости #рекламноеагенство #выставки#искусство #живопись#искусство#изобразительное искусство#живопись#выставки#константин коровин#коллекцiонер-клубъ