Из официального: на счету российского художника Юрия Леонидовича Купера более ста выставок по всему миру – в США, Франции, Швейцарии, Англии, Японии, России… Художник, график, скульптор, сценограф, писатель, поэт – он очень долго жил за рубежом, но в начале XXI века вернулся в Россию. Работы Юрия Купера находятся в музеях и частных коллекциях, включая ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственную Третьяковскую галерею, Музей Метрополитен в Нью-Йорке, Королевский музей Японии, в коллекциях Библиотеки Конгресса США, во Франции и других частных коллекциях.
Из области этимологии: технику сфумато – мягкую, без четких границ – изобрел Леонардо да Винчи, хотя его раннее сфумато (во всяком случае, в трактовке) весьма отличается от позднего, в котором и появилась та самая загадочность. Именно ее позже пытались развить и маньеристы, и художники барбизонской школы, и импрессионисты. Впрочем, сфумато в любом случае у каждого свое. Должно быть свое.
И по поводу своего стиля сам Купер сказал так: «То, что вы … увидите – не авангард и не актуальное искусство. Это просто работы. Всю жизнь меня интересовали не сюжет и не тема, а как это сделать. Как дойти до сути вещей».
Из области этимологии: технику сфумато – мягкую, без четких границ – изобрел Леонардо да Винчи, хотя его раннее сфумато (во всяком случае, в трактовке) весьма отличается от позднего, в котором и появилась та самая загадочность. Именно ее позже пытались развить и маньеристы, и художники барбизонской школы, и импрессионисты. Впрочем, сфумато в любом случае у каждого свое. Должно быть свое.
И по поводу своего стиля сам Купер сказал так: «То, что вы … увидите – не авангард и не актуальное искусство. Это просто работы. Всю жизнь меня интересовали не сюжет и не тема, а как это сделать. Как дойти до сути вещей».
Невидимая работа куратора: в этой роли выступила искусствовед Анна Маполис, которая блестяще справилась с труднейшей задачей – соединить, вернее, объединить самые разные работы художника, придать им целостность, разделить на подтемы и при этом чтобы всем было все понятно и интересно. Почти неразрешимая задача! Анна, конечно же, отталкивалась от того, что на картинах и офортах, а что в вещах, керамике. Она сумела там, где надо, сложить, где, напротив, разделить, обозначить акценты. И так получилась «картина мира» а ля Купер – картина, которую он писал более сорока лет. Все, что он искал, придумывал, выражал на холстах, дереве, в проектах, на сцене, в прозе ...
Переход из одного темного зала в другой напоминал порой сменяющиеся акты фантастической театральной пьесы с единым сквозным действием, в котором зрители сами играли какие-то свои роли, а актеры всего лишь наблюдали.
Переход из одного темного зала в другой напоминал порой сменяющиеся акты фантастической театральной пьесы с единым сквозным действием, в котором зрители сами играли какие-то свои роли, а актеры всего лишь наблюдали.
Акт первый: цветы, трава, море… Тут все: васильки на фанере 1998 года, как будто засушенная, как в гербарии, лилия, спрятавшаяся в траве божья коровка, да и вообще трава, которую процитировали все, кто уже отписался о выставке. Наконец, совсем недавние кувшинки, как бы внезапно влетевшие в полотно и ненароком застывшие. Все предельно просто. Почти как у Бориса Пастернака в стихотворении «Есть в опыте больших поэтов»:
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту…
Вот и в травках и цветочках у Купера некая сфумато-феерия неслыханной простоты. Впрочем, как в то светящемся, то бурлящем море. И в яблоках, столь любимых автором.
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту…
Вот и в травках и цветочках у Купера некая сфумато-феерия неслыханной простоты. Впрочем, как в то светящемся, то бурлящем море. И в яблоках, столь любимых автором.
Акт второй: простые вещи – от пера до спички. И все же веер, написанный в 2016-м, отличается от пера 2023 года: оно почти совсем растворилось, скрылось в дымке и вот-вот исчезнет вовсе. На первый план выступает большая Кисть, повторяющаяся то там, то здесь, то в керамике, то на стуле, то на тарелке. И уже не знаешь, куда от этих кистей деваться. И бронзовая спичка, поставленная в угол, словно ее наказали, тоже никого не удивляет.
Акт третий: бумага как предчувствие сфумато… Купер весьма успешно работал и с литографией. Очень понравилось черное пианино, возникшее ниоткуда и такое звучащее. Реально слышишь звуки старого инструмента, на котором, очевидно, много играли. И, чем он становится старее, тем гаммы и этюды, мазурки и концерты становятся все ближе, понятнее и роднее. Почему? Так кто ж знает?..
Пять лет назад в Воронежском областном художественном музее им. И.Н.Крамского проходила выставка «Юрий Купер. Иллюстрации к трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»». И вот снова маленькие трагедии в необычной трактовке.
Посетив Михайловское, художник написал: «…Я вдруг изобразил себя частным детективом, который возвращается много лет спустя на то место, где произошла непоправимая драма, тщетно пытаясь найти следы и улики, незамеченные или пропущенные предшественниками… Я снова и снова всматриваюсь в гравированный узор хрустального бокала за пыльным стеклом михайловского буфета…».
Да, Купер еще и литератор, и критик, и поэт, и философ. Свою автобиографическую книгу «Сфумато» он писал десять лет, и потому это не однодневка, а литературное произведение. Разные грани творчества. Разное погружение в сфумато, которое, смягчая границы, расширяет мир вещей и превращает обыденное в праздничное.
Выставка проходит в Западном крыле Новой Третьяковки до 16 июля 2023 года.
Пять лет назад в Воронежском областном художественном музее им. И.Н.Крамского проходила выставка «Юрий Купер. Иллюстрации к трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»». И вот снова маленькие трагедии в необычной трактовке.
Посетив Михайловское, художник написал: «…Я вдруг изобразил себя частным детективом, который возвращается много лет спустя на то место, где произошла непоправимая драма, тщетно пытаясь найти следы и улики, незамеченные или пропущенные предшественниками… Я снова и снова всматриваюсь в гравированный узор хрустального бокала за пыльным стеклом михайловского буфета…».
Да, Купер еще и литератор, и критик, и поэт, и философ. Свою автобиографическую книгу «Сфумато» он писал десять лет, и потому это не однодневка, а литературное произведение. Разные грани творчества. Разное погружение в сфумато, которое, смягчая границы, расширяет мир вещей и превращает обыденное в праздничное.
Выставка проходит в Западном крыле Новой Третьяковки до 16 июля 2023 года.