АРТ ДОСУГ

«Вход в Иерусалим» в Доме на Набережной

2022
Дому Правительства с официальным адресом «Улица Серафимовича, д.2» в прошлом году исполнилось 90 лет. Дедушка, можно сказать, символ трагедий тридцатых лет прошлого столетия, весь увенчанный мемориальными досками.
Но сейчас Дом на набережной, названный так писателем Юрием Трифоновым, уже плавно вошел в новое время. Его обитатели помнят, что происходило здесь раньше, но живут в нем сегодня и делают новую историю…

Так, 22 декабря в Театральном салоне художницы Натальи Одинцевой состоялся Рождественский квартирник, в рамках которого открылась выставка неоновых работ на религиозную тему «Вход в Иерусалим».







История создания экспозиции в общем-то недлинная, но в промежуток времени, когда она переносилась, произошли события, которые весьма созвучны месту, где эта выставка наконец-то состоялась. Почти всё было закончено к Пасхе, но открытие отложили на май, в мае же работы не смогли доставить, потому что в преддверии парада Победы был перекрыт въезд в центр и, наконец, одного из участников проекта – музыканта и художника – Гришу Мумрикова – 10 мая арестовали и обвинили в причастности к акции, о которой он не знал и к которой не имел никакого отношения. Именно в мае Гриша Мумриков вместе с Тимофеем Караффа-Корбут и Юрием Перуновым готовился к открытию выставки – к «Входу в Иерусалим». Одна из работ тогда так и осталась незаконченной…

Что же представляет собой проект, который претерпел столько испытаний? «Трио художников» создали отнюдь не иконы в их каноническом понимании. И не картины в классическом сочетании «холст-масло». Считается, что это «новый этап в исследовании «образа» – изображения событий на библейскую тематику, выполненные в смешанной технике. От иконы здесь – прорись, контурный рисунок, который иконописцы наносили на промасленную бумагу и которые сами по себе уже были ценными. Прориси процарапывали и на левкасе и на штукатурке для фрески. Это, можно сказать, «кухня» художника-иконописца. Или изографа. Ведь именно так называли в Древней Руси иконописцев и живописцев. С точки зрения искусствоведения, икона – образец станковой живописи с ликами или событиями на библейскую тему…



И вот то самое новое слово – дерево как основа, прориси остались, оклада нет. Так все же картина? Скорее, да. Картина, с элементами иконы, в которой яркие неоновые нити, проложенные по прорисям, придают совершенно обновленный эффект самому маленькому штриху, когда библейский сюжет высвечивается столь красочно, объемно, столь необычно, что невольно создается ощущение некоего соучастия в событиях библейской тематики. Яркость здесь не способ привлечь или втянуть зрителя в действо. Она, скорее, на втором плане, а на первом – сюжет, сопряженный с каноном. Но вместе они органично вписываются в фон деревянной доски.

Вот работа «Вход Господень в Иерусалим» – сюжет, мимо которого не прошел, наверное, ни один живописец. В «Евангелии от Матфея» было сказано, что за пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму, и в правой части люди встречают Христа, а в руках у них ветки. Все необходимые элементы налицо: апостолы, Господь, толпа, Иерусалим. Вот только фон черный. Обычно иконы писались на золотом фоне. Это так. Но тут не икона – живописное полотно, хотя без теней и полутеней, а неоновые штрихи, которые не только «держат» всю композицию – они ведут зрителя за собой. Мы смотрим и понимаем, почему палитра выстроена здесь именно так и никак иначе, ибо одно неверное движение – и все рассыплется. И черный фон, символизирующий непостижимую глубину Космоса, Вселенной, скрепляет все прориси, отражая значимость каждого цвета.
Может, поэтому на каждый сюжет хочется так долго смотреть – и глаз не устает. Может быть…