АРТ ДНЕВНИК

Когда «весь мир вверх тормашками…» Ч.1

2025-02-27 20:05 2025
Собственно, все СМИ уже прошлись по ярмарке и все по-разному, хотя писали в целом доброжелательно. Что ни говори, а когда народ валом валит – это ж о чем-то говорит. О чем? О популярности и интересе. А на всех не угодишь. На превью, например, уже с утра было много публики – с одной стороны, а с другой – кое-какие галеристы зазывно стояли около своих стендов, а к ним мало кто заворачивал.
Ходим на ярмарку десятый, юбилейный для нас год, и понимаем, что почти ничего в современном искусстве не понимаем. Каждый раз как в первый раз. Но, может, это нормально? Что касается нового пространства, то оно, конечно, не пафосное, но кто мешает устроителям ярмарки превратить его в таковое? Никто. Вот некоторые наши знакомые эстетствующие художники и вовсе не пошли на ярмарку, решив, что она теперь расположилась… на огороде. Но вообще-то не место красит человека… Даже при отсутствии западных галерей, у которых свои тусовки и ездить на которые нам никто не запрещает на нынешней Cosmoscow 91 галерея – это впечатляет! Продажами вообще не интересовались, равно как и покупателями, больше – художниками и галеристами.
Что сразу бросилось в глаза? Некая дезорганизация в организации, обилие дизайна, наличие стендов, не имеющих отношения к искусству, сложная и насыщенная деловая программа, новая и в чем-то весьма условная рубрикация типа «База», «Контур», «Цифра» (которой почти и не было), «Тираж», «Дизайн». Онлайн-каталог, правда, построили по алфавитному принципу.
Начнем, пожалуй, с «Гадких утят» компании TUD. Они назывались «уникальные арт-объекты, созданные в коллаборациях с известными личностями и брендами со всего мира, которые, как и «гадкие утята», преодолели все трудности и достигли вершин успеха». Вот уж, наверное, что Уолт Дисней, что Ганс Христиан Андерсен в гробу переворачиваются от такой «коллаборации». Между тем стенд пользовался большим успехом – многие милые дамы, «приближенные» к искусству, беспрерывно устраивали с ними – с утятами – селфи.
Прямо скажем: когда мы дошли до карусели с солеными лошадьми, то подивилась безмерно, какую мощную почти идеологическую базу подвели под Александру Гарт, объявив ее «Художником года». Ее карусель под названием «Постоянство веселья и грязи» ничего общего с Даниилом Хармсом не имеет. Вообще. Уж лучше бы посадила хармсовского «дворника с черными усами» на какую-нить соленую лошадь – было бы поинтереснее. А вообще здорово: у лошадей мы во время ярмарки встречались с друзьями – спасибо!
Теперь немного о художниках, которые с «Базы» (слава Богу не с овощной).
Галерея Syntax показала работы ушедшего от нас в этом году Валерия Чтака, и сердце сжалось от боли – почему? Помним его замечательный проект 2011 года «Чтак вышел в тираж», узнаем его с полувзгляда и здорово, что Кирилл Лебедев (Кто), можно сказать, принял эстафету – так что жизнь продолжается.
На стенде галереи современного искусства Алиса нам страшно понравились работы Александры Паперно. Например, «Липкие ленты из серии «Домик на ножках». Достойная серия. А что? Мы бы сыграли с бабой Ягой в шахматы именно в ее доме на курьих ножках – это вам не лошади из теста. Здесь мысль с фантазией бьют ключом.
Текстильные работы Марии Арендт на стенде петербургской галереи KGallery напомнили нам, как ни странно, руинные полотна Валерия Кошлякова, которого мы увидели однажды в другом музее и в другом месте. Этакая театральная экспрессия. А вот Виктория Утикалко (родом из Северобайкальска), в прошлом тоже художник по текстилю, здесь представлена как керамист. Ее нельзя не заметить. Нельзя не полюбить. И тоже смутная ассоциация с живописью, с минимализмом, словом, фреской, плиткой… Да с чем угодно!
Екатеринбургская галерея UVG в этот раз показала трех художников, которые по замыслу кураторов связаны между собой поиском комфортного убежища. Несколько замысловато. Даниил Архипенко, Виктор Жданов, Осип Тофф… И все бегут от реальности? Ну, только каждый по-своему. Причем, заметьте, бегут «серийно». От цивилизации к природе, в вымышленный мир, и их бег связан «с контекстами трех разных городов». Да, вот так. Но художественная вселенная Kkatardaan skla Виктора Жданова нас чем-то зацепила, - пока не разобрались.
Как не разобрались мы в транскодированных структурах Ольги Тобрелутс. Но красиво, ничего не скажешь.
Любопытным оказался питерский художник Мстислав Павлов, которого показала галерея «ЛЮДА». В каталоге про галерею всего одна строка: экспериментальная независимая площадка, территория кураторских исследований и маргинального искусства. И все. Говорят, что галереи-то и нет, то есть она в гараже. Впрочем, какая разница? И череда листочков Мстислава любопытная – этакий комикс на его любимую тему про женщин. Красивые томные женщины, которых он изображал раньше, почти все за рубежом, а тут, можно сказать, нечто совсем другое…
В воронежской галерее Х.Л.А.М. когда-то начинал свой путь наверх Иван Горшков – прекрасно помним его большой пломбир перед лестницей Гостиного двора на одной из ярмарок. Тогда же он был «Художником года». А теперь, думаем, он может делать что угодно, потому что под его «что угодно» стоит имя – Иван Горшков. И этим все сказано: пломбир перекочевал на стену. Так сказать, трансформировался.
Вообще в одной умной статье мы вычитали такие умные строчки (стали их искать по новой – и… не нашли), так что просто цитируем: «…интерактивность и вовлечение в художественный процесс на равных с автором, отход от психоэмоциональной элитарности в сторону доступности — вот, пожалуй, основной атмосферный вектор Cosmoscow-2024». Уж очень нам понравилось словосочетание «атмосферный вектор». Сейчас без иронии.
В секции «Контур» одна из самых интеллигентных галерей – это столичная InGallery, которая не впервые участвует в ярмарке и всегда с удачным выбором авторов. Ваню Языкова мы заприметили очень давно еще с его «Алфавитом» и «Ребусами», около которых можно было стоять часами – и не устанешь. Его алфавитные импровизации полны дерзкой фантазии, которая не уводит зрителя в какие-то концептуальные мирозданья. Они вообще никуда не уводят, а лишь предлагают зрителю проделать вместе, вникнуть в графические черно-белые миры художника.
Практически ровесница Ивану художник Катя Сысоева по образованию вообще-то «художник-стилист». Ее работы относят к «новой искренности». Не поняли, причем тут искренность да еще и новая, но это неважно. Есть в Кате непосредственность ребенка (ни в коем случае не «под ребенка»!) вкупе с юмором и безграничной верой в то, что dreams come true - мечты сбываются. Так что можно все: рисовать планер, писать формулы (на которые даже некоторые «западают», думая, что они настоящие). Можно помечтать на карте и мысленно построить свой дом и проложить к нему дорогу. Да, ее работы искренни, они задевают за живое, даже если вы равнодушны к планерам и не имеете представления о новой Москве. Ее работы – всего лишь приглашение в путешествие. Без билета и без обязательств. Ну, прям как в детстве.
Про питерскую Анастасию Кузнецову говорят, что ее темпера на холсте – это завороженная простота. Не скажите. Тут надо крепко подумать. И найти в ее лаконизме образов и форм очень простую мысль. Такой скрытый ребус. Почти как и Вани Языкова, почти как на акварелях Кати Сысоевой.
Вот такой замечательный замкнутый круг на троих, не пристегнутый за уши. Браво кураторам InGallery!
#выставки#современное искусство#Cosmoscow-2024#Тимирязев-центр#adgroupart