АРТ ДИАЛОГ

Ильгиз Фазулзянов

Интервью с ювелиром Ильгизом  Фазулзяновым, обладателем высших премий мирового уровня на профессиональных выставках и конкурсах.

Вопросы задавала: Галина Мумрикова

Ilgiz F. – это, собственно, бренд российского ювелира, звезда которого зажглась довольно давно. Ведь свою первую мастерскую он открыл в Казани в 1992-м, а, переехав в Москву, показывал свои работы на международных выставках.

Два раза подряд (!) Ильгизу присуждали гран-при на одном из самых престижных конкурсов мирового ювелирного дизайна International Jewellery Design Excellence Award в Гонг Конге, что до него не удавалось никому.
Браслет "Танцы с ножницами"

"Ирисы на закате"

Ильгиз всегда в поиске. Интересных людей, новых тем. Он всегда в работе. Его деловые и дружеские встречи – тоже работа, на которых неожиданно могут появиться новые идеи. Все без исключения коллекции Мастера неизменно вызывают восхищение. Но наш сегодняшний разговор – все же больше не о фантастически красивых ювелирных изделиях как таковых, а понемногу обо всем – немного рассуждений, немного о людях, немного о профессиональном мастерстве…

  - Во многих сферах деятельности есть такое понятие  – массовое производство. А в ювелирке как с этим?

Ильгиз: Я самый ярый противник массовости в нашем ремесле, поэтому меня все эти «массовики» жутко ненавидят. Поймите, масс-маркет вообще убивает, уничтожает ювелирное ремесло, которое – в принципе, изначально – не может быть массовым. 

  - Вы упомянули слово «ремесло». Разве ювелир может быть ремесленником?

Ильгиз: Ну, а как же! Испокон веков ювелир, мастер держал маленькую мастерскую, чаще фамильную. Это ремесло. Ювелир – ремесленник. И это очень хорошее, правильное слово: человек, который владеет тем, что можно делать руками.
Вообще-то «массовость» в ювелирке началось в начале XX века, потом уже после войны – в 1950-1960-х, когда пошел такой некий поток, когда у нас в России стали появляться государственные заводы, которые выпускали ювелирную продукцию.

  - Своего рода конвейер?

Ильгиз: Ну да! Потом этот способ подхватили китайцы, тайцы, турки. И они заполонили рынок огромным количество изделий. А теперь сами не знают, что с этим делать. В стоке столько ювелирки, ужас какой-то.

  - А как развивалась ювелирка на Западе? Тоже на поток?

Ильгиз: Не совсем. Там начали создаваться некие коллаборации компаний. Например, одна компания могла производить уйму ювелирных изделий. А там пять человек работает. Спрашивается, как же так?  А потому что у них одни отливают металл, другие обрабатывают, то есть да, конвейер, но каждый выполняет свою функцию и отвечает за качество. Кто-то золочением занимается, кто-то эмалями, кто-то просто камни крепит. Но продает одна компания. И, если качество изделия соответствует бренду, то его запускают в продажу. Получается, что тот, кто делает, не заморачивается на рекламе. Поток идет. Объемы растут.

  - Так что же, у таких брендов как Bulgary, Van Cleef & Arpels, Tiffany, Cartier тоже конвейер?

Ильгиз:  Тут такая история. У великих брендов есть студии, где принимаются частные заказы, эксклюзивные. И… очень много ювелиров на них работает. Плюс еще  такой момент: например, головной офис Van Cleef & Arpels  находится в Нью-Йорке, и в ходу определенная схема: в те компании, которые торгуют на 47 улице, раз в месяц заходит представитель (есть у него такое право), ему открывают все лотки, и он смотрит: ага, вот это ему нравится, это наше, это нет, потом все забирается, ставится клеймо Van Cleef и выставляется на продажу. Остальное спускают на первые этажи и продают, можно сказать, по себестоимости.

  - Вот почему многие говорят, что на 47-й все стоит очень дешево!

Ильгиз: Да, это так.  Разбирать и выламывать камни – себе дороже. Легче отдать по стоимости металла и камней. Но говорят, что сейчас эта схема себя изживает. А так в Европе многие работают на крупные компании – кто на Chanel, кто на Harry Winston.

  - И на Вандомской площади тот же принцип?

Ильгиз: А что Вандомская площадь? Это всего лишь престиж. Там полно ювелиров, работающих на все компании, которые здесь находятся. Очень мало тех, кто трудится под своим именем, своим брендом…

  - … И Вы как раз из таких. Я слышала, что на Вандомской у Вас бутик открывался.

Ильгиз: Был такой опыт – пытался вписаться во французскую ювелирную тусовку. Но когда я открыл свой магазин, против меня началась этакая война-войнушка. Я же никак не вписывался в их программу, и начались мучения в виде бесконечных проверок, так что нормально я работать не мог. Но началась пандемия, и я сам ушел. 

  - И где Вы сейчас представлены за рубежом? На Западе, на Востоке?

Ильгиз: Я с партнером работаю в Лондоне в Bentley &Skinner на Пикадилли, а еще в Антверпене. В Англии, правда, налогообложение такое, что на каждое изделий наценка 340 процентов. Но все равно продают. Bentley & Skinner –  старый такой магазин, его знают. Вообще англичане любят ходить туда, куда еще их бабушки ходили. И у меня там постоянные покупатели. Хотя это уже и не мои клиенты, а, скорее, магазина. Мы благодаря русскому сообществу проводили в Лондоне мероприятия, так что были очень хорошие продажи. Вообще, если бы была возможность, я бы открывал свои бутики везде – по всему миру. Просто сил не хватает. А сейчас так: кто первый предлагает – туда и едем. 
Если говорить о Востоке, то в Токио музей современного ювелирного искусства выкупил мои работы для музея. Но я сейчас уже сам не хочу открывать бутики. Не то чтобы перегорел – просто повзрослел. Магазины, продажи – это уже не совсем мое, мне неинтересно.
Брошь "Горлицы"

Брошь "Маки"


"Карп на гребне волны"

  - А что интересно? Выставки? Ваша выставка «Эмоции. Магия» на ВДНХ очень оказалась популярной. Долго ее готовили?

Ильгиз: Да мы эту выставку сделали за две недели! Мы на самом деле долго пробивались на ВДНХ, но все как-то безуспешно. И вдруг – удача! Но срок дали такой маленький. А потом сделали небольшой ребрендинг и запустили выставку «Ювелирные шедевры». Ведь нам обещали отдельный павильон «Карелия». Если его дадут, будет замечательно. Мы хотим сделать выставочное пространство ювелирных изделий. Хотели запустить выставку в декабре в надежде, что ювелиры примут активное участие.

  - И как, откликнулось профессиональное сообщество?

Ильгиз: Говорят, да, это интересно. Но участвовать никто не хочет. Пришлось от декабря отказаться. Перенесли на март. Так что весеннюю выставку готовлю сам.

  - Почему Ваши  «собратья по красоте» такие инертные? Есть версии?

Ильгиз: Не знаю. Я понял только одно: наш ювелирный бизнес – это сайт под названием «Безнадега точка ру». Ну вот я был председателем жюри конкурса на выставке ювелирной индустрии J-1, которая проходила в Экспоцентре. К конкурсу же не готовились – просто сдавали старые изделия. Это понятно: не хотят тратить время и деньги. Ладно. Выбрали лучшие работы. И с победителями я пытался сотрудничать. Но ведь люди просто исчезают! С последнего конкурса девочка промелькнула. Дизайнер. Ее эскиз победил. Ну, я пригласил ее к себе и предложил довести эскизы до ума. Убежала счастливая, радостная, но уж сколько времени прошло – ни ответа ни привета. А ведь каждый дизайнер должен быть счастлив, если его эскиз превратится в готовое изделие. И таких примеров уйма. Не знаю, почему. Может, существует какой-то барьер, который пока непреодолим. Может, кто-то не вписывается в мой энергетический поток. Все может быть.
Но вообще не понимаю наших мастеров. Они вроде бы готовы работать, но каждая работа делается годами. Я с одним потрясающим художником делал проект, так два с половиной года ждал. То время ему нужно, то деньги, то еще что-то. Пытаюсь найти хорошую молодежь. Но трудно. Сейчас очень хорошая пара ювелиров у меня работает из Екатеринбурга. Жена – художник, а он – ювелир. И только недавно к ним пришло осознание, как должно все выглядеть. К сожалению, сейчас мало молодых людей, которые хотят перенимать опыт и сидеть за верстаком. Время такое – все надо быстро. Время скоростей. Учиться долго не хотят. И это говорит о том, что ремесло потихоньку исчезает. Ремесло, которое сейчас держится на активных людях. Но если эти активные люди не найдут себе преемников, то и эта активность погаснет. Мир меняется. Время наступило другое.

  - И все же – что Вам  самому в этом «другом времени»  интересно делать?

Ильгиз: Создавать полноценные коллекции и продавать их полностью.

  - Но ведь Вы же давно уже делаете тематические коллекции?

Ильгиз: Это будут не совсем коллекции, а выставочный портфель, который можно сразу выкупить, с которым можно осуществлять выставочные проекты. Почему я к этому пришел? Потому что люди приходили на выставки и хотели выкупить всю коллекцию, в которой часто присутствовали уже проданные работы. И я понял, что мне это не нужно.

  - Какую коллекцию сейчас готовите?

Ильгиз: Намечается такая – «Из темноты на свет», основанная на бабочках. Ночные бабочки, дневные. Конечно, бабочки ювелиры используют очень часто. Хороший образ. Но я хочу выстроить антитезу, осознанный переход из темноты на свет, как порыв. Здесь важно найти этот переход.  
И еще одна коллекция готовится. Она посвящена собакам. Нет еще названия. Может, назовем «Собаки XXI век», может проще – «Мой верный друг». Может, еще как-то. Посмотрим. Собаки действительно доверчивые, верные. И потом: мы же любим украшать наших четвероногих одежками, всякими причиндалами. И через породы собак можно создать образ.

  - То есть передать мужские психотипы  через собак, да?

Ильгиз: А, может, и женские. На собаке ведь не написано – девочка, мальчик… Как угодно можно интерпретировать. Хочется сделать некую пародию на сегодняшних мужчин. Этаких брутальных, в наколках. Посмеяться хочется.

  - А как вообще придумываются идеи и названия коллекций?

Ильгиз: Как правило, случайно. В разговоре, во время дружеской беседы. Вот и собачья тема возникла абсолютно спонтанно. Ведь собаки разные – есть добрые, есть злые, игривые, смешные – всякие. Пород собак так много. А какие можно сделать потрясающие броши с собаками!  
Еще я создаю арт-объекты, в которых тоже присутствует ювелирное дело.

  - То есть занялись еще и прикладным искусством?

Ильгиз: Ну, можно и так сказать. Мои объекты в виде картин пока не готовы. Они в работе. Будут и настольные, и настенные объекты, а длина одной работы, например, 7-8 метров. Вроде витрины, но в целом это как картина, которую можно разместить дома и которая может задать определенный ритм, создать некие ассоциации.

  - И, наконец, последний вопрос. Как Вам удается столько лет быть на плаву?

Ильгиз: Скорее всего, просто одержимость. Я каждый раз сам нахожу в себе новые возможности и ставлю перед собой новые задачи. Новый день – новые идеи. От новых идей – к новым порогам, которые я сам преодолеваю. Если бы я придерживался той идеологии, по которой я жил десять, пятнадцать лет назад, я бы не выдержал. Время само подсказывает,  чем и как надо заниматься. Ведь та же идея с выставочным портфелем возникла еще четыре года назад, и сейчас оказалось, что я был стопроцентно прав. Ибо я всегда вижу конечный результат ювелирного мира – и в целом, и свой собственный.


Вместо послесловия

А какое может быть послесловие по поводу Мастера, который в работе, в поиске, который сумел сохранить и развить индивидуальность в жестких условиях глобализации, когда повсюду теряется аутентичность, когда мы – что греха таить – становимся каким-то одинаковыми, теряем уникальность. А Ильгиз не потерял. Он ее все время укрепляет и утверждает – не числом, а уменьем. Для него всегда существует предисловие – к тому, что уже сделано, что задумано (и непременно будет сделано), чего еще нет даже в проекте, но в нужное время появится. Потому что он такой – Чемпион Чемпионов со своим видением Красоты.   

* С 28 октября 2022 по 28 февраля 2023 года на ВДНХ в павильоне № 11 "Казахстан" проходит выставка ювелирных шедевров Ilgiz_f 


#adgroupart #ilgizf