АРТ ДНЕВНИК

Белая мастерская Елены Тарутиной, а также разговоры о синем доме

2025
Знаем несколько архитекторов, которые волею судьбы стали живописцами. И не мудрено. Архитектура как искусство строить и живопись как вид изобразительного искусства порой представляются нам ручейками, которые живут сами по себе или совсем рядом, то расходясь, то соприкасаясь. Архитектурные творения крепки и вечны. Парфенон, Собор Святого Петра, Саграда Фамилия… Хрупкая живопись по своей природе независимо от размера и техники создание почти что эфемерное, требующее нежного подхода. Речь вовсе не о сравнении, а о масштабе. Не более того.
Разговоры о синем доме. Дербент. Холст/акрил. 2023
Согласитесь, что для архитектора масляное или графическое полотно слишком малый формат, в котором он может почти мгновенно уйти от реалий, пофилософствовать, просто раскрепоститься, посмеяться над собой, поиронизировать, - одним словом, выразить свои мысли и чаяния по полной. Автор, теперь уже живописец выстраивает архитектуру картины – в маленьких деталях, красках, помещает на холст людей, заполняя пространство жизнью, движением, эмоциями, настроением. Появляются предметы или ландшафт, второй план, по мере воплощения замысла картина в какой-то момент начинает жить своей жизнью уже отдельно от художника…
Почему мы начали с архитектуры? Да просто потому что Елена Тарутина по образованию архитектор, но последние десять лет практически занимается только живописью. Ее любимые техники – акрил на холсте, а ещё коллаж и разные виды бумаги, материя, оргалит.
Нынешняя выставка – о Доме – в самом большом смысле этого слова, о доме собственном, наполненном голосами и запахами, о синем доме-воспоминании, о доме-фантазии с ржавыми воротами, о доме, в который хозяйка пригласила зрителей, чтобы попутешествовать по нему вместе с ней и домочадцами. И это женская выставка от художницы как хранительницы домашнего очага.
Конечно, дома бывают разными – богатыми и бедными, большими и не очень, теплыми и холодными. Дом Елены – гостеприимный, скорее всего, шумный и лишь изредка тихий, в котором каждый предмет как член семьи. Да так оно и есть. В экспозиции художник соединила архитектуру Дома разными записками и зарисовками, написанными от руки то ею самой, то детьми. Эти милые послания, конечно же, придают выставке некий элемент интимности, но до определенного предела. Вот некоторые из них. К нам приходят кошки. Мама, можно мультики? Мы с Аленой ждем тебя, чтобы испечь пиццу. Слушай себя.
Белая мастерская с синим диваном. Холст/ акрил. 2020
Всё готово к игре. Холст/акрил. Коллаж, см.техника. 2023
Раковина 11. Картон, см,техника. 2021
Мы, зрители, не подглядываем в замочную скважину, нас просто пригласили в гости. Вот мы и ходим и постигаем серию «Портреты комнаты». Попадаем то в мастерскую с китайским чайником или с синим диваном. То любуемся старой швейной машинкой Зингер, которую (слава Богу!) не выбросили на помойку и которая наверняка «нашпигована» памятью тех, кто когда-то на ней шил. А на кухне, как в дымке, неожиданно появляется кружевная коляска, когда хозяйка разрывалась между ребенком и разделочной доской. Или попадаем в уголок, в котором стоит стул, а на табурете клетка. Почему, зачем? Мы не знаем, проходим мимо.
Наверняка в детстве многие из нас строили что-то свое из перевернутых стульев, и в ход шли одеяла и подушки, даже родительская обувь и вообще всё, что попадалось под руку, устраивая настоящий гвалт и вызывая досаду старших. Но ведь так хотелось играть!
Да, это женская выставка. Ну, какому мужику придет в голову идея придумать серию «100 дней из жизни кухонной раковины»? Звучит прямо-таки возвышенно. А Елену раковина, можно сказать, спасла в трудный жизненной ситуации. Это не метафора и не перепевы старых сюжетов. Это сама жизнь, когда она решила, что каждый день будет сдавать самой себе законченную работу на тему раковины. И та ответила ей взаимностью, «заговорила» на своем языке и открылась со всех своих сторон.
Путешествуя по выставке, неожиданно вспомнилась прекрасная элегия Джону Донну, написанная Иосифом Бродским в 1963 году. Она очень длинная, приведем лишь несколько строк:

Джон Донн уснул, уснуло все вокруг,

Уснули стены, пол, постель, картины,

Уснули стол, ковры, засовы, крюк,

Весь гардероб, буфет, свеча, гардины.

Уснуло все. Бутыль, стакан, тазы,

Хлеб, хлебный нож, фарфор, хрусталь, часы,

Ступеньки лестниц, двери. Ночь повсюду.

Повсюду ночь: в углах, глазах, в белье,

Среди бумаг, в столе, готовой речи,

В ее словах, в дровах, в щипцах, в угле

Остывшего камина, в каждой вещи…

Для справки:

Елена Тарутина, архитектор, художник, педагог, окончила МАРХИ (мастерская профессора А.П.Ермолаева), затем преподавала в нем в течение десяти лет. Член Московского Союза Художников, Союза Архитекторов, Союза Дизайнеров.

Работала в творческом объединении Мастерская-ТАФ и в собственной архитектурной студии Архгараж. Создатель онлайн-школы «Быть Художником». Участник групповых и персональных выставок, в том числе в Новой Третьяковской галерее, ЦВЗ Манеж: Гостином дворе, музее архитектуры им. Щусева и других. Работы художника находятся в коллекциях российских художественных музеев, а также в частных коллекциях России, Германии, США, Израиля.

Выставка проходит до 21 февраля в галерее InGallery по адресу: Филипповский переулок, 15/5.
Вход свободный.

Куратор: М.Гуревич

#выставки#изобразительноеискусство#галереяInGallery# ЕленаТарутина#Домнасквозьменя#