АРТ ДОСУГ

Выставка «Возвращение в Россию. 30 лет спустя»

2022
Вплоть до 17 марта в Саду им. Баумана в особняке усадьбы князя Голицына можно посмотреть персональную выставку художника Валерия Ланского «Возвращение в Россию. 30 лет спустя». Картины привезла в Россию коллекционер Наталья Вальдт.

Валерий Ланский. Вождь нас видит. Холст, масло. 1993
Валерий Ланский. Вождь нас видит. Холст, масло. 1993



Наталья Вальдт на вернисаже выставки
Наталья Вальдт на вернисаже выставки

Валерий Ланской родился в Сибири в Читинской области. Художником он, можно сказать, стал случайно. Или неожиданно. Или – так, к счастью, получилось, ибо ничто в мире случайно не происходит. Ведь его карьера врача-невропатолога была успешной: мединститут, преподавание, кандидатская, докторская… Казалось бы, что еще надо? А он в какой-то момент рвет свою докторскую и начинает рисовать, вырезать по дереву. С нуля. Без какого бы то ни было профессионального образования (если только знание анатомии).


Рисовал он самозабвенно и учился по ходу дела – вглядывался в полотна Кустодиева и Гогена, Дали и Ван Гога. Вглядываясь, он, скорее, принимал на себя их «удар души», а в основном работал над своей душой и руками: резал по дереву, осваивал разные техники.

Так получилась эта «адская смесь», можно сказать, a la Валерий Ланской. Впрочем, без всякого a la – просто авторский стиль.

Его признали, в 1984-м приняли в Союз Художников. А в 1994-м художник переехал в Германию – исключительно по семейным обстоятельствам, оставшись русским человеком.

На вернисаже Наталья Вальдт, коллекционер и вдова художника, очень подробно рассказала, КАК все начиналось. Этот монолог надо было слышать, хотя Наталья издала еще и книжку-брошюру, в которой тоже все подробно написала.

На выставке представлены работы художника, написанные в самом начале 1990-х. Кроме автопортрета.

Стиль? Сложно сказать: тут вам и наив, и элементы русского лубка или даже лубка политического, и элементы классического примитивизма тоже вроде в наличии. Математикой здесь не помашешь, типа, чего больше. Нет. А слово «самобытный» лично мы не любим в принципе. Все художники самобытны, если они не копируют чужое.

Официальная критика не очень-то баловала Валерия Ланского критическими обзорами, статьями или простыми упоминаниями.

Ну, жил себе в Германии, так и жил. Вроде не совсем наш. А он очень даже – наш. 1990-е для молодежи практически древняя история, а старшее поколение, кто в 90-е выживал или богател, думал или шел на поводу у обстоятельств, а таких у нас всегда большинство – это время не очень-то любит вспоминать.

А мы ведь жили в то время, обремененные бытом, заботились о детях и близких – но жили. И потому мы не можем над тем временем смеяться – как-то не до юмора тогда было…

Вот пишут в релизе, что «в произведениях Валерия Ланского присутствует добрый юмор, сарказм, гротеск, аллегория, но вместе с тем мощь и щедрость русской души». Подписываемся. Согласны. Кроме доброго юмора согласны со всеми определениями. Юмор не может быть добрым, он сам по себе смех, который человека не уничтожает, а просто высвечивает изнутри без сатирически-истерических взвизгиваний. Доброта тут ни при чем.

На полотнах Ланского извечный русский вопрос – куда идти, за кем идти, с кем пить, что есть, - вот он здесь во всех своих ипостасях, лицах, красках, во всей символичности и очевидности, яркости и синевы – все одновременно.

Валерий Ланский. Тачанка. Холст, масло. 1991
Валерий Ланский. Тачанка. Холст, масло. 1991



Валерий Ланский. Картофельное королевство. Холст, масло. 1993
Валерий Ланский. Картофельное королевство. Холст, масло. 1993

Валерий Ланский. Женщина с паспортом в толпе. Холст, масло. 1991
В.Ланский. Женщина с паспортом в толпе. Холст, масло. 1991

Валерий Ланский. Суббота. Холст, масло. 1993
Валерий Ланский. Суббота. Холст, масло. 1993

В
згляните на «Тачанку». Молодежь дивится: так это ж Василий Иванович и Анка. Так много красного цвета – цвета радости, в котором даже серое стреляющее орудие теряется, становится игрушечным. Найдите здесь главного героя? Не найдете. Потому что герой – она, женщина. Вообще у Ланского женщина на первом месте: русская, полногрудая, воительница, защитница, труженица.

В «Картофельном королевстве» красного цвета практически нет – это одно из самых неярких грустных полотен, и трудно, почти невозможно представить эту картофельную мадонну по-другому одетой, на празднике, с детьми, с открытой душой. А она ведь есть и другая – после работы на лавочке или под яблоневой веткой с любимым. Она – всегда разная. Даже там, где лиц много, где она в толпе.

Валерий Ланский. Весна. Холст, масло. 1992
Валерий Ланский. Весна. Холст, масло. 1992

И вот она еще – Весна наша. Главная, которая все и всех вынесет, одной рукой поднимет, кого хочешь, и ведь еще улыбаться будет при этом. Да, символ. А внизу человечки, лишь отдаленно напоминающие ухоженных маленьких брейгелевских персонажей на столь же ухоженных каточках. Нам не до этого: бабы, мужики, винтовки, лопаты, скоморохи, лапти… и зловеще-серый снег – все вынесет наша русская баба. Вот, ей-Богу!

Валерий Ланский. Трудная дорога прогресса. Холст, масло. 1992
Валерий Ланский. Трудная дорога прогресса. Холст, масло. 1992

Валерий Ланский. Кричащая. Холст, масло. 1993
Валерий Ланской. Кричащая. Холст, масло. 1993

Валерий Ланский. Ожидание правды. Холст, масло. 1992
Валерий Ланской. Ожидание правды. Холст, масло. 1992

Валерий Ланский. Полоса покаяния. Холст, масло. 1992
Валерий Ланский. Полоса покаяния. Холст, масло. 1992 .

Валерий Ланский. Молодая мама. Холст, масло. 1992
Валерий Ланский. Молодая мама. Холст, масло. 1992

Впрочем, «Трудная дорога прогресса» – о другом. Тут женщин нет, а есть русский мужик в лаптях, этакий хитрец-дудочник, почти из сказки. И попадет ли он на «Корабль самых умных»? Ну, если не попадает на сам корабль, то уж поддержит его – кто ж сомневается. Кстати о корабле. На первый взгляд полотно кажется слишком хаотичным, перенасыщенным, но если вглядеться, что называется, «подушно», то лишних фигур здесь нет. И паритет соблюден как в красках, так и в персонажах. Да, рушится мир, но корабль-то держится!

Валерий Ланский. Гражданка, 1993.
Валерий Ланский. Гражданка, 1993.



Валерий Ланский, Скульптуры.

Валерий Ланский. Ленин. 1998. Липа
Валерий Ланский. Ленин. 1998. Липа

И, возвращаясь к женщинам, вот уж на кого невозможно смотреть без улыбки, так это на «Гражданку» из липы. Скульптура хоть куда. Видели мы таких гражданок с тяжелыми сумками – вечно недовольных всем и вся, даже если светит солнце, даже если все хорошо. И жалко таких, и грустно на них смотреть.


Валерий Ланский. Автопортрет. 2001. Германия.
Валерий Ланский. Автопортрет. 2001. Германия.

Абсолютно другую манеру письма – пастозную экспрессию – мы видим в «Автопортрете» (2001 год). Недаром его просто поставили отдельно, потому что он не вписался в общую концепцию, выдержанную при развеске очень точно и изящно. Браво, куратору!

И Брависсимо художнику Валерию Ланскому и коллекционеру Наталье Вальдт!