АРТ ДОСУГ

Маленькая бронза Ольги Клапцовой в большом мире искусства, природы, людей

2023
Когда-то давным-давно мы написали пародию на интервью, которые косяком шли в глянцевых журналах, начинаясь и заканчиваясь во всех изданиях, как под копирку: расскажите о себе, о творческих планах и т.д.

Разговор со скульптором Ольгой Клапцовой поначалу пошел ну в точности по тому самому сценарию – родился, учился… «Не хотим!» - сказали мы. Не будем торопиться, а будем думать. Потом писать.

И вот, поразмышляв, мы, наконец, определились. Итак…
Ольга Клапцова, скульптор
По поводу биографии

Ольга училась в одном из самых красивых зданий Москвы – историко-архивном институте (сейчас – РГГУ), что на Никольской и мимо которого хоть раз в жизни проходил каждый москвич. Невероятные сочетания готического, мавританского, итальянского стилей невольно, западали в душу студентам, не равнодушным к красоте. И к Ольге, в том числе.

После окончания вуза она три года работала в народном архиве, занимаясь каталогизацией и историей политических партий и движений. И было совсем не скучно. Время такое было, приметное – 1993 год, когда реально все воодушевились новшествами, наплывом идей, течений, интересных харизматичных личностей, с которыми ей приходилось знакомиться, общаться. Да и в институте тоже появились новые предметы – культурология, история искусств, в отдельный факультет выделили музейное дело. Возможно, так бы и работала Ольга если не в этом архиве, так в другом, но в судьбу вмешался Случай.

Монолог Ольги Клапцовой

2013 год. Я увидела у своей подруги маленькие фигурки-скульптуры, они мне очень понравились. Вижу, что не штамповка. Оказалось, что она их сама сделала. И пригласила меня на мастер-класс к знаменитому скульптору Вадиму Кириллову, монументалисту-классику. В основном он ваяет памятники, портретные скульптуры. Я влюбилась в его творчество, когда он, отринув все лишнее, придавал скульптуре то, что было нужно. В его руках холодный кусок глины становился живым. Он наделял этот кусок какой-то энергией. Под его руками и пальцами я могла увидеть зарождение чего-то нового, и это было невероятно интересно. Мне самой захотелось – не повторить, нет – испытать эти магические моменты. Так я начала обучаться. Мне тогда очень требовалось тактильное соприкосновение с глиной – я успокаивалась за работой.
Ассоль. К солнцу. Бронза, литье, позолочение. 2023
Двое. Бронза, литье. 2021
Все начинается с головы

Так Ольга начала лепить и, как у всех новичков, первой работой была голова. Ее первая гипсовая голова Афродиты до сей поры стоит в квартире у мамы. Потом изучали пропорции, лепили всю «анатомию» – торсы, руки, пальцы, глаза, уши. Правда, Ольга ученицей оказалась непослушной и неусидчивой, ей все время хотелось идти вперед и надоедало делать одно и то же много раз. Ей хотелось передать движение, динамику, энергетику, но со временем она стала очень и терпеливой, и усидчивой – могла много раз переделывать какую-то конкретную скульптуру – от трех месяцев до полугода, чтобы передать работе свой заряд , придать ей смысл. Сил потребовалось очень много.

Вообще работа над бронзовой скульптурой дело хлопотное и технологически весьма трудоемкое. Как из куска бесформенного скульптурного пластилина подойти к произведению искусства? Этапов много, и все сложные: надо пройти через создание силиконовой формы, восковки, попасть в литейный цех, а после литейного цеха восковку надо отпескоструить, отшлифовать, отпатинировать. Так получается бронзовая скульптура.

Монолог Ольги Клапцовой

Мне бронза очень нравится. Мне кажется, это очень теплый материал. Классический для скульптора. Бронза играет разными гранями, бликами, в ней невероятно много разнообразия. И на каждом этапе твоя работа что-то приобретает, а порой и что-то теряет, но она все время живая, и обретает жизнь вроде бы из неживых материалов. Потом я получаю отклик и отзыв от людей, которые покупают мои работы. Они чувствуют мой посыл, который я заложила – вот что невероятно. Сама не понимаю, как это происходит. Правда, какая-то магия.

Когда я сделала первые свои работы, я дарила их своим подругам. Всем они нравились. И так продолжалось с небольшим перерывом девять лет. За это время у меня собралась небольшая коллекция. Мне все кругом говорили: давай, иди в искусство. У тебя здорово получается! А я не решалась, думая, что я же без специального образования, вроде как выскочка какая-то. И вот только год назад я решилась выйти на профессиональную арену, хотя в кругу профи до сих пор чувствую себя неловко. Но мои работы нравятся, их покупают.
Медора. К морю. Бронза, литье, камень гранит
Равновесие малых форм

Когда мы впервые увидели скульптуры Ольги, нам и вправду почудилась ее некая неуверенность, как будто она ждала какого-то подвоха со стороны. Это – с одной стороны, как она сама сказала, что был у нее «синдром самозванца». А с другой – открытость, доброжелательность, коммуникабельность, жгучее желание делиться радостью творчества. И работы ее понравились. Не со скрытым смыслом, а смысловые работы, без кодовых подтекстов, которыми сейчас так увлечены живописцы-актуальщики. Что ж прятать, если скульптура называется «Двое»?

Нам сразу вспомнилось пастернаковское:

Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья…

Или вот нашумевшее «Равновесие» (Ольга выставляла эту скульптуру на разных выставках, фотографировала с разных ракурсов и в разных ландшафтах). Никто не проходит мимо этой работы равнодушно. Почему? Есть в ее хрупкости и тонкости некий призыв к стойкости, непоколебимости, она смотрится как своеобразный талисман для уставших и заблудившихся. Вот она стоит, эта фигурка, не падает. И не упадет.

Или вот Ассоль. Мечта. Сказка. Тоже маленькая и хрупкая, но верная своей мечте. Без мистической символики, от которой мы немного подустали уже. И – что самое удивительное – Ассоль вписывается в любой интерьер – у камня, на траве, в ограниченном выставочном пространстве. Почему? Полет, ожидание счастья и «жест как сущность». Ольга сделала лимитированную серию «Ассоль в малом» на природных камнях. Это как бы принт в бронзе, хотя в любом случае все фигуры получаются разные, меняется осанка, направление рук, все меняется – остается сущность. Сущность ожидания.

Ждет и другая героиня (поэмы, оперы, балета) Медора.
Все же изначально образ создал Байрон в своем «Корсаре»:
Теперь же, о Медора, твердой будь:
Сейчас пора мне - ненадолго - в путь".

Такое вот равновесие малых скульптур – это не дань современной моде (какая может быть мода в скульптуре?), а очень личностное, когда есть желание не просто смотреть на работу со всех сторон, а даже есть возможность к ней прикоснуться и совсем не издалека почувствовать руку и душу художника.
Страничка из каталога с работой Ольги на выставке в Париже
Фотографов на выставке тоже было немало
И "Ассоль", и "Единение" остались у счастливцев во Франции
А как-то Ольге заказала скульптуру одна влюбленная пара вроде как «про любовь», что-нибудь интересное, но без «развесистой клюквы» (однако!), и у нее родилась работа – «Единение», которая еще с тремя работами недавно побывала на выставке современного искусства в Париже.

Монолог Ольги Клапцовой

С парижской выставкой произошла интересная история. На меня сначала вышла испанская галерея и предложила принять участие в

11-й выставке-ярмарке современного искусства в Париже Art 3f Paris, которая проходит в одном из самых крупных выставочных центров Европы – «Порт-де-Версаль». По некоторым причинам я тогда отказалась, а летом мне позвонили из Самары из галереи G Gallery Samara, предложив то же самое. Так, вместе с другими современными русскими художниками, работающими в разных жанрах, я как скульптор представляла российское современное искусство. Показала четыре работы.

Нас так тепло приняли. Мы же все привезли сами, и французы помогали нам монтировать. Мой друг, французский архитектор и художник, Франсуа Соук отрисовал в своей манере все мои работы – и это было великолепно! К нам подходили французы, которые говорили по-русски, на стенде создалась такая дружественная атмосфера и все просили нас возвращаться. Им не хватает нашего балета, наших художников, нашего искусства. И такое чудесное завершение выставки у меня получилось: две работы были проданы – «Ассоль» и «Единение», которое ушло к прекрасной французской паре с русскими корнями.

Еще я решила попробовать новый материал – пластик. Да и молодежь нынче предпочитает именно современные материалы, в том числе и пластик. Я даже провела собственное маркетинговое исследование – сделала работу из пластика (она получилась совершенно другой) и большинство опрошенных мной сказали: пластику – быть. Да, это другое, но тоже интересно. Непременно буду пытаться что-то реализовать в пластике.

И потом: у меня скульптуры малых форм, но мне как человеку с амбициями хочется сделать что-то более объемное. В бронзе и сложно, и дорого, а стеклопластик, стекловолокно все же побюджетнее и работать с этими материалами проще.

Вместо окончания

Пока у Ольги нет своей студии, она работает в мастерской учителя, которого называет Мастером. Именно он «собрал воедино» все эмоции Ольги и помог раскрыть ее талант, о котором она и сама не подозревала. Да, он теплился где-то внутри, а он сумел его раскрыть. Без него, возможно, она стала бы делать что-то другое. Ольга пыталась даже кисть взять в руки, но ее больше влечет объем, формы, пропорции.

Нам очень понравились авторские маленькие подрисуночные подписи к скульптурам. Такие милые, с некоторой долей мягкого юмора. Вот к «Ассоль», например:

И он говорит ей: ты солнце, солнце.
А она говорит: «Не верю».
И он говорит ей: «Ты птица, и крылья твои огромны, смотри, до неба».
А она говорит: «Перестань, ну какая птица, я человек, я ничего не умею. Утром пролила чай, вчера промочила ноги. Я не знаю, как этот мир устроен, для кого придуман. И вообще, сейчас больше занята мыслями, как вылечиться от простуды, чем о законах творения, правилах мироздания.
Он удивляется: «Ты можешь быть занята чем угодно, как это отменяет твою крылатость?»

На сегодня у Ольги состоялось более 15 выставок, ярмарок, арт-проектов в России, Европе, ОАЭ. Ее работы находятся в частных коллекциях Франции, Швейцарии, Англии, ОАЭ и Америки, во многих городах России.

Да, крылатость, наверное, и есть суть творчества Ольги Клапцовой.

#adgroupart#искусство#скульптура#выставки#ОльгаКлапцова#FracoisSahuc#Saloninternationaledártcontemporainart3fparis