Если увидеть давно знакомое и до боли родное со стороны – непременно узнаешь что-то новенькое. Вот так, со стороны, мы взглянули на фотографии итальянского художника Джампьеро Ассуммы, представленных на выставке в галерее.
Фотограф приехал в Москву пять лет назад, а до российской столицы жил в разных городах Европы, придумывал проекты и воплощал свои идеи в жизнь. Все из них по сути были «долгоиграющими», занявшими немало времени, начиная с первого, когда в начале 1990-х начинающий фотограф заинтересовался историей заброшенной промышленной площадки в Баньоли, что вблизи его родного Неаполя. Потом были другие серии и циклы, в которых художника больше всего интересовали возможности человека, точнее, предел этих возможностей. Особенно сильное впечатление производит его продолжавшийся почти 14 лет проект «Нижний мир», в котором он погрузился в повседневную жизнь подопечных итальянских судебных психиатрических больниц, пока их в 2015 году не закрыли окончательно. В Будапеште Ассумма снимал бездомных. Представляем, как это было не просто трудно – почти невозможно, почти на разрыв. Недаром он получил в Венгрии за этот цикл первую премию на конкурсе в категории «Социальная документалистика». Впрочем, настоящий мастер, как правило, может и умеет всё: портреты, документальный жанр, уличная фотография.
Фотограф приехал в Москву пять лет назад, а до российской столицы жил в разных городах Европы, придумывал проекты и воплощал свои идеи в жизнь. Все из них по сути были «долгоиграющими», занявшими немало времени, начиная с первого, когда в начале 1990-х начинающий фотограф заинтересовался историей заброшенной промышленной площадки в Баньоли, что вблизи его родного Неаполя. Потом были другие серии и циклы, в которых художника больше всего интересовали возможности человека, точнее, предел этих возможностей. Особенно сильное впечатление производит его продолжавшийся почти 14 лет проект «Нижний мир», в котором он погрузился в повседневную жизнь подопечных итальянских судебных психиатрических больниц, пока их в 2015 году не закрыли окончательно. В Будапеште Ассумма снимал бездомных. Представляем, как это было не просто трудно – почти невозможно, почти на разрыв. Недаром он получил в Венгрии за этот цикл первую премию на конкурсе в категории «Социальная документалистика». Впрочем, настоящий мастер, как правило, может и умеет всё: портреты, документальный жанр, уличная фотография.
![](https://static.tildacdn.com/tild3133-6265-4239-a438-383334326663/photo_2024-12-29_20-.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6136-6230-4534-b231-383264313266/photo_2025-01-05_00-.jpg)
Уличной фотографией сейчас занимаются все, и у некоторых любителей порой получаются весьма неплохие снимки. Но Джампьеро – не любитель, он – профи, а потому его уличная фотография – это никогда случайный тривиальный или постановочный кадр. В его, на первый взгляд, картинках нет ничего особенного. Просто улицы, просто люди. Они идут под дождем, переходят дорогу, прогуливаются. Они живут здесь и сейчас. Живут в Москве и дышат ее воздухом. Так вот фотографии Джампьеро словно бы дышащие одним с Москвой воздухом. В них много чувства, которое до конца понять может только тот, кто в столице действительно живет давно…
Однажды Джампьеро сказал, что ему «очень нравятся московская энергетика, богатая история и уникальная культура города, нравится открывать для себя новые кварталы, новые достопримечательности и скрытые «жемчужины».
Однажды Джампьеро сказал, что ему «очень нравятся московская энергетика, богатая история и уникальная культура города, нравится открывать для себя новые кварталы, новые достопримечательности и скрытые «жемчужины».
![](https://static.tildacdn.com/tild3463-6662-4562-b430-646334383666/photo_2025-01-05_00-.jpg)
Наш итальянский фотограф не знал, какой была Москва даже двадцать-тридцать лет назад – та, канувшая в Лету, по которой многие ностальгически вздыхают, ругая новых застройщиков, вспоминая, видимо, как же было здорово жить в коммуналках и стоять в очередях. Впрочем, давайте без ностальгии и без политики. С позитивом.
Чем нам понравились работы Джамьеро Ассуммы? Вот этим самым позитивом. Без парадного фанатизма. Да просто без фанатизма. Глядя на некоторые из них, нам вспоминаются наши лучшие советские фотографы и фотокорреспонденты, которые работали по-разному, в разных изданиях, начиная с легендарного Александра Родченко, Владимира Лагранжа, Бориса Игнатовича, Дмитрия Бальтерманца, и которые тоже снимали и Москву и москвичей. Они тоже фиксировали и документировали.
Москва Джампьеро – порой просто контурная, где-то там, далеко, за высокими фасадами. А он угадывает, что там, за фасадами, своя жизнь, которую мы не видим, но слышим, чувствуем. Порой это фабричный индустриальный снимок, напоминающий тяжелыми трубами «Титаник» только «московского розлива». Москва даже обшарпанная, морозная и дождливая, веселая и грустная. Наполненная людьми, которые чаще спешат нежели расслабляются. Фотографии огромных густонаселенных домов не оставляют зрителю никакой альтернативы: мы все там, за стенами, иногда даже не в состоянии открыть окно, как в старые добрые времена. К этой новой Москве надо еще привыкнуть. Хотя можно и не привыкать, потому что в ней все рядом – старое, низенькое, но просторное и высокое и новое – пока еще непонятное и которое надо всем нам «переварить».
Чем нам понравились работы Джамьеро Ассуммы? Вот этим самым позитивом. Без парадного фанатизма. Да просто без фанатизма. Глядя на некоторые из них, нам вспоминаются наши лучшие советские фотографы и фотокорреспонденты, которые работали по-разному, в разных изданиях, начиная с легендарного Александра Родченко, Владимира Лагранжа, Бориса Игнатовича, Дмитрия Бальтерманца, и которые тоже снимали и Москву и москвичей. Они тоже фиксировали и документировали.
Москва Джампьеро – порой просто контурная, где-то там, далеко, за высокими фасадами. А он угадывает, что там, за фасадами, своя жизнь, которую мы не видим, но слышим, чувствуем. Порой это фабричный индустриальный снимок, напоминающий тяжелыми трубами «Титаник» только «московского розлива». Москва даже обшарпанная, морозная и дождливая, веселая и грустная. Наполненная людьми, которые чаще спешат нежели расслабляются. Фотографии огромных густонаселенных домов не оставляют зрителю никакой альтернативы: мы все там, за стенами, иногда даже не в состоянии открыть окно, как в старые добрые времена. К этой новой Москве надо еще привыкнуть. Хотя можно и не привыкать, потому что в ней все рядом – старое, низенькое, но просторное и высокое и новое – пока еще непонятное и которое надо всем нам «переварить».
![](https://static.tildacdn.com/tild6432-6533-4434-b537-613236343139/photo_2025-01-05_00-.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6431-3731-4733-a437-366439636131/photo_2025-01-05_00-.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3335-3230-4237-b535-316334363336/photo_2024-12-30_00-.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6636-6361-4533-b262-343539643239/photo_2024-12-30_00-.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3938-3430-4139-b138-376663313962/sMUg9cAYn3U.jpg)
А Джамьеро Ассумма продолжает ходить по городу с фотоаппаратом. В одном из интервью он сказал: «Я определенно почувствовал особый ритм Москвы, какого нет ни в одном другом городе, где я жил раньше. Здесь всегда кипит жизнь, всегда что-то происходит. Я постигал культурные корни Москвы и образ жизни москвичей и постепенно начал ценить уникальный характер столицы. Москва – многолика, но ощущается как единое целое. И… это не просто город – это судьба тех, кто называет ее своим «домом».
Теперь Москва – и его дом: у него здесь родился сын.
Выставка проходит до 12 января 2025 года по адресу: Москва,ул. Пречистенка 40/2с2
#искусство #выставки #фондАндреяЧеглакова #ВнегасимомсветеМосквы #ДжамьпьероАссумма #артдневник #adgroupart
Теперь Москва – и его дом: у него здесь родился сын.
Выставка проходит до 12 января 2025 года по адресу: Москва,ул. Пречистенка 40/2с2
#искусство #выставки #фондАндреяЧеглакова #ВнегасимомсветеМосквы #ДжамьпьероАссумма #артдневник #adgroupart