- Почему в выставочном мире одни выставки захватывают сразу, с первых же шагов, а на других скучно и они не запоминаются? Про них даже говорят – проходные. А про какие-то зрители помнят всю жизнь.
Марианна Гушелик: Я провела за свою жизнь более двухсот выставок. Безусловно, выставка выставке рознь. Иногда начинаешь ее готовить, а через какое-то время понимаешь, что уже сама выставка ведет тебя в нужном направлении, а не ты ее. Образуются своеобразные внутренние связи. Если происходит какое-то масштабное серьезное событие, то оно требует определенных резервов. И они непременно всплывают, эти резервы. Находятся художники. Все идет, как надо. Все начинает мощно и шумно рефлексировать – единым творческим порывом. Если ж выставка возникает по принципу «Ой, а не показать ли нам…», хорошего не жди. Никакого эффекта не будет – она не затронет души зрителя.
Да, выставки могут быть разными по содержанию, но это всегда живой организм. Всегда. Со своим темпераментом. Со своими особенностями. Со своим голосом.
- А какие наиболее яркие выставки за последнее время запомнились и которые, как Вы выразились, смогли «мощно и шумно рефлексировать»?
М.Г.: Одной из таких «рефлексирующих» выставок была «Новая реальность», организованная галереей InGallery в коллаборации с Nikolskaya Gallery на площадке POP Up Museum в бизнес центре NEO GEO. Мы там специально не выделяли художников по каким-то иерархиям, рангам, потому что в этом не было смысла. Вот, например, маститый Андрей Бильжо и студенты ВГИКа, и все они были рядом. Почему мы это сделали? Да потому что сама ситуация с изоляцией всех объединила, и мы показали, как действительно реагируют художники: у кого-то была паника, у кого-то произошел невероятный творческий порыв, а кто-то привел себя в состояние боевой готовности. Ведь все художники разные, с разным темпераментом.
- А были на этой выставке художники, которые особенно запомнились?
М.Г.: Да! Практически на каждой подобной выставке происходят какие-то открытия. Откровения. Мне очень понравилась художница из Новосибирская Янина Болдырева, которая буквально одной работой отрефлексировала так, как никто. В ее работе мы увидели все: и растерянность, и смятение, и желание как-то действовать. Она сумела «выхватить» ситуацию. Именно ситуацию, которая по жизни всех уравняла. Редко найдется человек с очень сильным творческим потенциалом, который бы не рефлексировал. Художники должны были выплеснуться, снять напряжение.
Сергей Базилев. "Новая Москва", холст/масло, 130х100 см, май-июнь, 2020
Янина Болдырева. "Постельный режим", ватман, цветной карандаш, уголь, А3, Новосибирск, 2020
Сергей Дорохов. "Дезинфекция", бумага, акрил, маркеры, линер, 42х30 см, Москва, май 2020
Маша Майкова. "В изоляции", бумага, акрил, 30х35 см, Москва, май 2020
Ольга Пеганова. №Самоизоляция", акварельная бумага, тушь, акварель, 25х35 см, Саратов, май 2020
Ольга Соколова. "Дышать нельзя умирать", холст, масло, 40х30 см, апрель 2020
- Но параллельно с такой «рефлексирующей» выставкой вы готовились к другой – абсолютно иного формата. Имею в виду «Московский картинки» художницы Ольги Соколовой, которая проходила осенью прошлого года во Всероссийском музее декоративного искусства.
М.Г.: Совершенно верно! «Московские картинки» стали неким лекарством. И, если выставка «Новая реальность» была призвана «вскрыть нарыв» (простите, выражаясь языком медицины), то выставка Ольги Соколовой стала нашим духовным пластырем. Это как раз и говорит о том, насколько выставки могут быть разными. Одни – острые, заставляющие думать, переживать, другие – помогающие созерцать, соблюдать гармонию (человек ведь не может беспрерывно работать с открытым забралом, как говорится, на разрыв аорты), а третьи возвращают нас к духовным основам.
Поэтому и появилась такая выставка, апеллирующая к нашим ценностям, традициям и обычаям которые издавна были в русском народе. Ведь Ольга Соколова обращается к предкам, к тому, как они жили, как решали свои вопросы. Она фактически передает нам их опыт, а сейчас, чтобы сохранить себя, это очень своевременно. Такие выставки очень нужны.
- Неужели в наше столь прагматичное время востребовано русское искусство и находятся люди, интересующиеся русским искусством – лубком, историей? Наверное, в основном «Московские картинки» посещали люди среднего и старшего возраста.
М.Г .: Не скажите! Во время выставки состоялись экскурсии, и они показали, что очень многие, а это в основном молодые успешные люди проявляли живой интерес к русской культуре. Что касается старшего поколения… Чтобы понять, что мы любим свое, русское, почти всем из нас пришлось расстаться с догмами, переосмыслить прошлое. Ведь мы порой даже и не осознавали свою любовь к России, русской культуре, русскому искусству. А на полотнах Ольги Соколовой допетровская и петровская эпохи, и современная история, и наши праздники, обычаи. Так, она использовала исторические факты и байки в своей интерпретации. Вот она увидела Петра Первого в Летнем саду (Летний сад. Прогулка Петра Первого с Екатериной по Летнему саду). Она подключила воображение, создав и смоделировав свой мир. Так ведь она еще и актуальный художник. Ее картина «Дышать нельзя умирать», которую мы экспонировали на выставке «Новая реальность», - философская, в которой и тревожность, и гимн жизни – дышать, непременно дышать!
Ольга Соколова. "Летний сад. (Прогулка Петра Первого с Екатериной по Летнему саду)", дерево, акрил, 60х40 см, 2016
Ольга Соколова. "Георгий Победоносец", дерево, темпера, 70х50 см, 1990
Ольга Соколова. "Пасха", дерево, темпера, 70х50 см, 1990
Ольга Соколова. "Василий Блаженный", холст, акрил, 90х80 см, 2020
Ольга Соколова. "Дом графа Остермана", холст, акрил, 100х90 см, 2020
Ольга Соколова. "Путешествие комедаинтов", холст, акрил, 90х80 см, 2019
- А насколько важно место, пространство, где проходит выставка? Ведь оно ее как бы дополняет, создавая определенную атмосферу. Насколько весь этот антураж влияет на зрительское восприятие?
М.Г.: Конечно, на выставке важно все, хотя создание антуража – прерогатива дизайнера, который знает как и что подать с самой выгодной стороны, как показать все достоинства художника, как расставить смысловые акценты. Порой выставка сама облагораживает пространство, потому что настолько сильна, что абсолютно не зависит от места, и зритель не отвлекается на стены. Тогда выставка дает мощный синергетический эффект.
А вот выставка Ольги Соколовой попала в десятку – все пошло, как надо. Ведь само здание обязывает. Она изучала все, что связано с Остерманом, сумела отразить дух того времени, а выставка и проходила в здании музея декоративно-прикладного искусства, в котором жил граф Остерман. Получилось как бы приношение той эпохе. Вот почему эта выставка по всем показателям была роскошной.
Обе выставки оказались и важны, и своевременны. Они возникли естественным образом в нужное время и в нужный час. Актуальность и той, и другой очевидна. Не было ни одной проходной работы и ни одного проходного художника.
- Вот вы в начале говорили, что выставка – это живой организм. А можете привести какой-нибудь пример из Вашего опыта?
М.Г.: Да вот как раз на «Московских картинках» произошел удивительный странный случай. При всем том, что выставка с самого начала была продумана до мелочей, так получилось, что у нас оказалась незанятой целая стена, а это весьма значимое большое пространство. Как так? И тут еще мы не досчитываемся одной картины, которая должна быть в плане выставки: мы ее просто-напросто забыли в мастерской. Получается, что сам зал указал, что именно ЗДЕСЬ нужно повесить забытую нами картину. Ну что ж, поехали в мастерскую, забрали, повесили. Это «Путешествие комедиантов». Вот такая история.
Можно еще добавить, что любая арт-выставка отражает многослойный сложный мир во всем его разнообразии: одна – побуждает нас к действию, вскрывает наболевшую проблему, другая – приводит в состояние покоя, гордости, гармонии…
Одним словом, выставка – это отражение наших эмоций, воображения, концентрация идей, смыслов на ограниченном пространстве в определенное время, в нужный час.