АРТ ДОСУГ

Catalog – ярмарка современного искусства

2024-12-27 23:04 2024

Скопление мультихудожников или повторение пройденного

В последний месяц уходящего года выставок на Москве было столько, что уследить за всеми, даже знаковыми, весомыми и просто интересными, было нереально. И все же третий по счету «Catalog», прошедший в первой декаде декабря в типографии Сытина, удовлетворил всех – и участников, и коллекционеров, и устроителей.

Но нас этот третий Catalog слегка разочаровал. Царапнули некоторые детали, слегка приелось читать одни и те же фамилии художников, представленных галереями по принципу «от перемены мест слагаемых сумма не меняется»: Александр Кабин, Влад Локтев, Айдан Салахова, Глеб Скубачевский, Константин Батынков, Тимофей Смирнов, Сергей Шеховцов, Анастасия Аспарагус, Ольга Аксенова, Олег Кулик, Кирилл Кто, Анна Быстрова… и далее по списку! Многие галереи вообще не парились дизайном и не имели особого представления о коллаборации. Авось, и так продадут. Другие, напротив, позаботились о «подаче» своих подопечных. А вообще на Catalog было два превью – первое для коллекционеров, второе – вроде как для випов, а потом запустили всех желающих.
Пресс-служба, между тем, подвела итоги – посетителей более десяти тысяч, почти у каждой галереи были продажи, причем даже в музеи. Конечно, это не размах Базеля, но хоть что-то. Остается только порадоваться как за коллекционеров, так и за художников, чьи работы приглянулись. И скоро, наверное, начнут покупать и перформансы, и видео, и вообще все, что не видно, но слышно или наоборот, чего невозможно понять, что укатилось за какую-то грань осмысленности.

После выставки прошло время. Отлежались мысли и фотографии – пора что-нить сказать. Не обессудьте – решили мы просто пройтись и рассовать увиденное по простым примитивным рубрикам: понравилось, не понравилось, активно не понравилось, осталось непонятым и так далее в этом ключе.

Итак,

Что понравилось:

Порадовала галерея А.К.Арт-Бюро: не успели мы полюбоваться работой Михаила Чулова, как заметили рисунок, похожий на штрихкод Армена Бугаяна (1940-2006), решив, что они ровесники. Ан нет, здесь налицо именно «синтез метафор разных поколений», поскольку даже таких слов как «матричный штрихкод», когда Бугаян его нарисовал, не было в СССР и в помине. Бугаян ведь из того известного круга концептуалов, которые собирались еще в 1960-е в Южинском переулке у Юрия Мамлеева. В автобиографии он подробно писал, как рождалась его новая манера интерпретации текста. Сработал на опережение.
В Triumph gallery понравились работы Саши Нестеркиной, которая окончила ИСИ, потом Британку и активно ваяет скульптуры и объекты. Ее серия «Земля до потопа» невольно заставляет задуматься об апокалипсисе, далеком прошлом, которое все более размывается машинами и механизмами современности, не оставляя прошлому никаких шансов. Она использует только природные материалы, которые сами по себе вызывают своеобразное ностальгическое доверие к ее объектам.
Ксения Оскуглик (ее работы представляло Ателье Евгения Шутко) участвует в ярмарке первый раз. Умеет она, видимо, все: с текстилем и шерстью, как говорится, на «ты». В ее абсолютно монохромных работах нет никакой вычурности, претензии на тонкую философию. Душа – значит душа, картина души. Намад – значит намад, хотя это всего лишь кошма из бараньей шерсти. Но тоже картина. Ксения умеет главное – вдохнуть в фактуру жизнь, все ее переплетения, создать неповторимый образ, применив амбарную доску и кованые антикварные гвозди.
Необычным оказалось содружество Алексея Луки, а также Petro и Виталия Тюрлика (настоящая фамилия Десятник) на стенде галереи Ruarts). У Тюрлика, кстати, в этом году прошла в галерее и первая персональная выставка, а вообще он резидент «Открытых студий» ЦСИ и последователь Гелия Коржева. Критики наперебой писали о скрытых смыслах и красоте несовершенства его текстильных коллажей. Почему скрытых? Скрытые смыслы как словосочетание стало в последнее время расхожим, потеряв изначальное предназначение. А Виталий, между тем, свои работы очень четко и ясно подписывает (смертельный номер, как грибы после дождя, моя уютная клетка), так на кой ляд без конца трепать этот скрытый смысл!
Тем не менее, куда ж без скрытого смысла в абстракции, например? Некуда. Впрочем, всегда видно абстракционистов, прошедших школу, и других, не прошедших ничего и решивших, что под абстракцию можно просто «косить» и все будет в шоколаде. Слава Богу, «косить» под Алексея Ланцева сложно, под Наталью Ситникову – тоже. Их видишь издалека и мимо не пройдешь.
В Art Story практически на первом же превью все было продано. Например, телекартинки пермского художника Сергея Казакова-Подкина – своеобразные отсылы к прошлому наших всеобщих телепосиделок, когда в дни скорби или чего-то непонятного крутили «Лебединое озеро», когда реально полстраны лечились по Кашпировскому и т.д. Еще один вроде как уличный художник Евгений Прохоренко из Калининграда. Он все время экспериментирует с материалами, но без фанатизма, и это здорово.

Что слегка озадачило и что не понравилось

Конечно, Fineart может себе позволить всё, любой микс, любых художников, но когда рядом Евгений Чес с его уличным стритом и рисунок тушью Эдуарда Гороховского, то возникают вопросы. Наверное, и Гридчинхолл тоже уже многое может. Вопрос: почему «Таблетки счастья, Память воды» Аси Феоктистовой (ее и представляла Гридчинхолл) из прошлогодней Cosmoscow-2023, поменяв немного конфигурацию развески, перешли из 2023 года в 2024? Интересный вопрос.
А вот традиционное холст/масло от Лии Ашировой, которая резко в 28 лет сменила профессию, подавшись из патологоанатомов в художники – тоже озадачило. Но – в хорошем смысле. Потому что запомнилось. Чем-то она цепляет. В своем высказывании Лия пишет: «Мне важно, чтобы не было восприятия разрушения, я скорее стремлюсь к размытию устоявшихся границ». Ну что ж, посмотрим, что дальше с границами получится.

В одной сопроводиловке мы вычитали такое: «…мультидисциплинарная художница, творчество которой сочетает в себе перформанс, видео-арт, фотографию, коллаж, живопись, боди-арт, смешанные техники…» «Старичкам» такое и не снилось. А молодежь может всё.

Всё да не всё. И, погружая свои картины или объекты в «область непостижимого или метафизического» они забывают, что помимо того, чтобы прослыть оригинальным, надо для начала стать профессиональным.
Вообще многие молодые, поучившиеся в разных университетах и школах дизайна всё время пытаются что-то доказать и «показать, как в пространстве разворачивается механика взаимодействия реального и воображаемого». Не надо, ребята! Мы в механике сами разберемся, вы просто покажите для начала. И потому алюминий Александры Павловской – это алюминий, не более того. В отличие от Большого Металла Лизы Бобковой, чьи потрясающие работы были на прошлом Catalog.
Ярмарка современного искусства |catalog| проходила при поддержке партнера ОАО «РЖД». Патроном третьего выпуска ярмарки современного искусства стала девелоперская компания Vesper. Партнерами выступили компания «ДОМ.РФ», сервис для покупки билетов на городские развлечения «МТС Live», электронная библиотека «Яндекс Книги» и сервис для умных покупок «Яндекс Пэй». К старту |catalog| «Яндекс Книги» выпустила специальный аудиогид, рассказывающий про все проекты ярмарки. Партнером спецпроекта Fresh Talents, который в этом выпуске реализовался совместно с художниками Школы Родченко, в третий раз выступила компания «Мясной дом Бородина».

#adgroupart #искусство #современноеискусство #ярмаркасовременногоискусстваCatalog #артдневник