АРТ ДОСУГ

Виктор Попков – суровый и не совсем…

2025
Последний раз мы были на выставке Виктора Попкова (1932-1974) летом 2022-го. Она проходила в Абрамцево и называлась «Трагичность радостная». Название тогда поразило, поразила и графика, и рабочие из Братского цикла, вообще всё. И биография тоже поразила: как парнишка из большой крестьянской семьи, выросший без отца, который погиб в самом начале войны, сумел поступить в 1948-м в только что открывшееся в Москве художественно-графическое педагогическое училище, а потом в Суриковку, где он опять же учился на графике. В Суриковском Попков оказался в мастерской Евгения Адольфовича Кибрика. В общем-то они ладили, хотя, возможно, Кибрик был слишком требователен к своему ученику, о котором потом скажет: «…Он умел учиться, а это верный признак таланта. Я имею в виду не пассивное, послушное выполнение советов учителя, но активную жадность к знанию того, что составляет сложное и высокое ремесло художника».

Биография Виктора Попкова – биография целой эпохи, когда глянцевый социалистический реализм стал мало кому интересен, когда требовалось что-то совсем другое, абсолютно другое. Вопрос – какое?

Вообще-то всегда во все времена требовалась правда.

…А Попков на самом деле вовсе не из сурового стиля, которым его направо и налево стали наделять еще при жизни искусствоведы. Ведь теоретикам главное – подвести художника под какое-то течение, движение, стиль. Да, Виктор Попков человек своего времени, удачного для многих времени тех 1960-х, когда «наверху» было слегка не до искусства, когда можно было вроде писать, что хочешь. И он писал, был трудоголиком, беспрерывно ездил по стране и привозил из тех мест, где побывал, живые образы. Его интересовала повседневная жизнь людей, их работа, быт, семейный уклад, природа, среди которой они обитают. И природа на его полотнах, где, допустим, Белое море, и вправду суровая, холодная, так что поневоле начинаешь «примерзать». Но то природа. А люди, напротив, очень теплые, понятные.
Велегожская осень. Картон, масло. 1966. Собрание В.И.Некрасова
На его картинах почти нет ярких сочных красок, а на многих полотнах проступает некая иконописность, прямолинейная обобщенность, которую принимаешь сполна, настолько она близка каждому из нас.
Ветлы в Боровске. Картон, масло, ГТГ
Он, наверное, все же был в своём роде везунчик. Его не трогали, к нему относились весьма лояльно, у него покупала работы Третьяковская галерея, его признавали официальные лица, ведающие культурой. Попкову было 33, когда он стал членом комитета по присуждению Государственных и Ленинских премий, из которого его вскоре убрали из-за позиции по Солженицыну.
Зимний пейзаж. Картон, масло. Собрание М.В.Дорофеева
Огороды из Ладыжино. Картон, масло. Собрание В.И.Некрасова
Ветреный день на Белом море. Картон, темпера. Собрание В.И.Некрасова
Мост в Архангелске. Х/м. 1962. Долгопрудненский историко-художественный музей
Алеша в Прикарпатье. Бумага, литографский карандаш, соус, ГТГ
Моя бабушка и ее ковер. Холст, темпера. Томский областной художественный музей
Тетя Нюша с кошкой. Картон, масло. Курская картинная галерея им.А.А.Дейнеки
Что сразу бросается в глаза? Мощь и простота. Отсутствие проходных картин, которые теоретически можно не заметить. Цепляет удивительная чистота палитры, как будто писал он в каком-то забвении и одиночестве, а на самом деле здесь совсем другое: он вживался в образ, в природу, чувствуя дыхание осеннего леса, белый-пребелый снег, который можно лишь созерцать, очертания забытого Богом чудесного Боровска, облака над холодным Белым морем, неожиданные индустриальные пейзажи и даже почти абстрактная паутина с непременной красной лошадью. Совершенно неожиданная Яремча («Алёша в Прикарпатье»). А его незабвенные бабушки с лоскутными одеялками вместо ковра, глядя на которых невольно хочется воскликнуть: «Ой, как на мою похожа!» Он передавал свои чувства через композицию, краски, людей, природу, атрибуты, с которыми сроднился и которые были до боли знакомы с детства.

Вот тема труда. Наверное, самая неблагодарная. У нас, во всяком случае, во времена СССР, всегда окрашенная политикой, руководящей ролью партии.
Строители Братска
Полдень 1964 х/м ГТГ
Работа – сама суть, художник искренен по отношению к своим героям, а потому и его герои отвечали ему взаимностью. Но вот – «Полдень». Чем-то напоминает крышечку от Палехской шкатулки, если б только отдыхающие были чуть похудее.
Двое. Холст, темпера. ГТГ
Семья Болотовых. Холст, масло, темпера. 1967-1978. ГТГ
И все же «Полдень» наши чиновники от искусства как-то переварили. Не смогли они понять другое полотно – «Двое». У чиновников вообще с метафорами всегда была напряженка. Что хотел сказать автор, о чем думают эти юноша и девушка, как к «этому» вообще относиться? Но тут подоспела 5-я Парижская биеннале, которая проходила в 1967-м в музее современного искусства и в которой участвовал Попков. За эту работу он был отмечен Почетным дипломом, а также за полотна «Полдень» и «Семья Болотовых». После того, как «Двое» признали на Западе, Минкульт тут же работу купил (как говорится, нет пророка в своем отечестве…).
Мать и сын. Холст, масло. Собрание семьи художника. 1969-1970
Портрет Элеоноры Пастон. Собрание З.В.Пастон. Москва
Девочки с обручем. Кимжа. К/темп. Гос. муз. об-е "Худ. культура русского Севера". Архангельск
Развод. Светлана, мама, папа и бабушка. Х/м, темпера. Дар Союза художников СССР 1983 ГТГ
Есть у Виктора Попкова очень грустные сюжеты. Например, «Развод» (Светлана, мама, папа и бабушка»). Семья распалась, сидят четыре когда-то самых родных человека и что с ними будет дальше, никто не знает. Очень печально. Любопытны неожиданные портреты друзей, написанные или почти в абстрактной манере, или пастелью. Так же как и виды из окна, незатейливые, на первый взгляд, интерьеры, подсмотренные в сельских хатках.
Сени. Холст, масло. Государственный русский музей
Сентябрь на Мезени. Холст, масло. Государственный Русский музей
Одна из любимых тем художника – русский Север, куда он впервые попал в 1961-м году и потом начал ездить туда каждый год, всегда останавливаясь у сельчан. Цикл «На Мезени» многолик по палитре, и по стилистике все работы разные, несмотря на кажущееся однообразие тематики и бесхитростный суровый быт здесь живущих, который так душевно отобразил художник. И потому ему веришь, а через него понимаешь, что перед нами определенный срез история, который должен остаться в памяти.
Воспоминания. Вдовы. Холст, масло. 1966. ГТГ
Северная песня "Ой, да как всех мужей побрали на войну" Холст, масло. ГТГ
Шинель отца. Холст, масло. Дар Союза Художников. 1970. ГТГ
Тишина. Холст, масло. Собрание семьи художника. 1972
Что касается вдов-старух, то этот цикл в той или иной степени стал отражением судьбы матери художника, потерявшей мужа-кормильца на войне. Разглядывая полотно «Воспоминания. Вдовы», мы все время задавали вопрос, почему художник одел старух в красное, розовое, пурпурное? Почему? Многие критики увидели здесь контраст красного с серой убогой избой, непременными самоваром, иконками, печкой. Да тогда все так жили в деревне, и мы не виждем здесь никакого контраста. Они сами как иконы, и обратите внимание на руки, привыкшие трудиться, на ноги без обуви. Вот в эти последние яркие наряды и ушла их одинокая молодость. Но они выстояли, воспитали детей, они трудились, а их воспоминания, их память – то непреходящее, что вообще вынуждает каждого, кто потерял самых близких, достойно пройти свой путь.

О полотне «Северная песня» написаны, наверное, тома критических статей, равно как и о «Шинели отца», над которой художник работал много, трудно, тоже писано-переписано. А нас зацепила «Тишина» с памятниками, пустыми храмами, девочкой, чем-то напоминающей Суок из сказки Юрия Олеши. Метафора, символ? Символ – чего?..

Выставка идет до 11 мая в корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной

#выставки #ГосударственнаяТретьяковскаягалерея #изобразительноеискусство #ВикторПопков #артдневник