АРТ ДОСУГ

Выставка "Генрих Семирадский. По примеру богов"

2022
3 июля, в Третьяковке заканчилась весьма интересная выставка, посвященная действительно «последнему классику» XIX века российскому художнику польского происхождения Генриху Семирадскому.

Он действительно поляк лишь по рождению, учился в Харькове, Санкт-Петербурге, но вдохновением для его творчества стала Италия, древний Рим, который он воскресил на своих полотнах с невероятным мастерством и точностью. Он как будто писал свои виртуозные картины с сюжетами давно ушедшего античного мира с натуры. Сейчас и эстетика академического стиля, и реализм передвижников – уже далекая для нас история, но в конце XIX – начале XX вв. реалисты и академики конфликтовали, отстаивая свою точку зрения.

На выставке
На выставке

На выставке
На выставке

На выставке
На выставке


Семирадский обращался в своих полотнах не только к красоте природы, но также к порокам и кровавым драмам древней Греции и Рима. Его стиль, а также стиль художников круга Семирадского, в котором он безусловно был первым, называли неогрек.

Чем же привлекательно творчество Генриха Семирадского для зрителя XXI века? Да, сейчас в фаворе современное и актуальное искусство, а академизм зачастую воспринимается лишь как архаика, некие грезы прошлого. Но это не так. Мастерство и потрясающее знание истории в картинах художника не могут не взволновать, не могут не привлекать даже самого заядлого антиакадемиста.

Игра в кости. 1899. Холст, масло. Приобретено при благотворительной поддержке А.И.Новикова. 2002. ГТГ
Игра в кости. 1899. Холст, масло. Приобретено при благотворительной поддержке А.И.Новикова. 2002. ГТГ

Талисман. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей
Талисман. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

У источника. Середина 1890-х. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург

Рим. Деревня. За водой. Конец 1890-х. Бумага, масло. Омский обоастной музей изобразительных искусств им.М.А.Врубеля
Рим. Деревня. За водой. Конец 1890-х. Бумага, масло. Омский обоастной музей изобразительных искусств им.М.А.Врубеля

У водоема. 1895. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева
У водоема. 1895. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

Наполненные светом,, солнцем, счастьем, загадками, играми, сценами отдыха, встречами у воды – абсолютно вроде бы бытовые полотна художника никак не выглядят утопией, иллюстрацией, фантазией, потому что композиционно выстроены идеально, и взгляд зрителя невольно растворяется в деталях, не давая рассыпаться замыслу в целом.

Трудный выбор (женщину или вазу?) 1887. Уменьшенное повторение одноименной картины (1878, местонахождение неизвестно). Холст,  масло, Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Трудный выбор (женщину или вазу?) 1887. Уменьшенное повторение одноименной картины (1878, местонахождение неизвестно). Холст, масло, Музей Фаберже, Санкт-Петербург

По примеру богов. 1877. Холст, масло. Национальная галерея Армении. Ереван
По примеру богов. 1877. Холст, масло. Национальная галерея Армении. Ереван

Канатоходка
Канатоходка

Отдых патриция. 1991. Холст, масло. Частное собрание, Москва
Отдых патриция. 1991. Холст, масло. Частное собрание, Москва

Загадка. 1896. Холст, масло. Частное собрание. Москва
Загадка. 1896. Холст, масло. Частное собрание. Москва

Доверие Александра Македонского  врачу Филиппу. 1870. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Доверие Александра Македонского врачу Филиппу. 1870. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Всем известный  сюжет из жизни Александра Македонского (полотно «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу») в принципе дипломная (тогда говорили – конкурсная) работа художника. Конкурс Семирадский выиграл и получил поездку в столь желанную Италию.

Фантазия. Около 1900. По мотивам парадного занавеса
Фантазия. Около 1900. По мотивам парадного занавеса

Грешница. 1873. Холст, масло. Русский музей
Грешница. 1873. Холст, масло. Русский музей

Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881. Холст, масло. ГТГ
Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881. Холст, масло. ГТГ

Танец среди мечей. 1881. Уменьшенное повторение одноименной картины (1879, утрачена). Холст, масло. ГТГ
Танец среди мечей. 1881. Уменьшенное повторение одноименной картины (1879,
утрачена). Холст, масло. ГТГ

Но вот – «Грешница», написанная в 1873 году. За нее Семирадский поимел звание академика у себя на родине и медаль «За искусство» после того, как картину показали на Всемирной выставке в Вене. Через восемь лет художник пишет буйную оргию времен Клавдия Тиберия, который прославился своей жестокостью, избрав остров Капри для своих оргий и пыток. И тут же уменьшенное повторение утраченной картины «Танец среди мечей».

Одна из версий создания этой картины: возможно, художник видел балет Мариуса Петипа «Зорайя, или Мавританка в Испании» на музыку Минкуса, который хореограф поставил в Санкт-Петербурге и танец с кинжалами из которого вдохновил Семирадского написать свою танцовщицу.

Генрик Сенкевич так высказался об этой картине: «Только тот, кто собственными глазами смотрел на окрестности Рима и Неаполитанский залив, сумеет понять, сколько правды и души в этом пейзаже, в этой голубизне и в этом созвучии розовых и голубых цветов и в этой прозрачной дали. Если бы эта картина была только пейзажем, если бы ни одно человеческое существо не оживляло тишину и покой, - даже тогда она была бы шедевром».

Фрина
Фрина

И, наконец, знаменитейшая Фрина. Вообще Семирадскому удавались как небольшие полотна, так и масштабные, на которых у каждого персонажа свое лицо, своя роль. Так вот эта белокожая Афродита жившая в Греции в IV веке до н.э, решила войти в море обнаженной, но ее обвинили в том, что она, якобы, оскорбила богов, однако на суде ее оправдали. На персональной выставке в 1889 году «Фрину на празднике Посейдона в Элевзине» купил Александр III. Да уж, Александру III нельзя отказать во вкусе. Кстати, именно на той выставке император первый раз высказался по поводу создания в Санкт-Петербурге музея русского искусства. Сам же Семирадский писал о своей картине следующее: «…В том сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и юный восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, восторг народа-художника, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток». Вот так и кокоткам досталось от великого художника.
Въезд Иисуса Христа в Иерусалим. 1878. Эскиз росписи западной стены храма Христа Спасителя. Холст, масло. Русский музей
Въезд Иисуса Христа в Иерусалим. 1878. Эскиз росписи западной стены храма Христа Спасителя. Холст, масло. Русский музей

Крещение господне. 1878. Эскиз росписи северной стороны храма Христа Спасителя. Холст, масло. Русский музей
Крещение господне. 1878. Эскиз росписи северной стороны храма Христа Спасителя. Холст, масло. Русский музей

Тайная вечеря. Фрагменты
Тайная вечеря. Фрагменты

Тайная вечеря. Фрагменты запрестольной композиции главного алтиаря храма Христа Спасителя. Музей Москвы
Тайная вечеря. Фрагменты запрестольной композиции главного алтиаря храма Христа Спасителя. Музей Москвы

Что касается участия Семирадского в росписях храма Христа Спасителя, то он отнесся к работе со свойственной ему скрупулезностью, и его «Тайная вечеря» понравилась всем без исключения. Но ошибки долгостроя при возведении храма негативно повлияли на состояние фресок, которые были написаны масляными красками по штукатурке. Они просто отсырели. Приехав осенью 1901 года с целью восстановить свою «Тайную вечерю», сделать это художник не успел. А в 1931 году храм взорвали.

Тобрелутс. Сон Александра, 1998, бумага, цветная печать, пластификация. Дар автора, 2021. ГТГ
Тобрелутс. Сон Александра, 1998, бумага, цветная печать, пластификация. Дар автора, 2021. ГТГ

В экспозицию выставки были включены также произведения современных художников, которые обратились к истории, среди которых заслуживает внимания серия фотографий Ольги Тобрелутс «Сон Александра» с применением компьютерного монтажа, в которых герой оказался в античных декорациях, и в результате получилось такое неоакадемическое панно, как в замедленной съемке.