АРТ ДОСУГ

Выставка «Шар и Крест»: выбор коллекционера»

2021
Пандемический ШиК, наверное, идет к завершению, но будет иметь продолжение, последствия которого уже можно оценить сейчас…

Похоже, что Максим Боксер, российский галерист и коллекционер, и сам не предполагал, что получится из его затеи помочь художникам во время пандемии.

Они продолжали работать, а как выставляться? Галереи-то закрыты. Рынок скукожился и затих. Но Слава Богу, есть Инет, есть Facebook .

Вот на площадке под названием «Шар и Крест», которую создал Максим, все и закрутилось. Условия были созданы самые благоприятные для живописцев и столь же приятные – для покупателей.

Цена за картину – от тысячи рублей. «Для покупок в «Шар и Крест», - говорил Максим Боксер, - пришлось выйти из тени – сделать аккаунт в фейсбуке со своим именем и аватаркой и потянулась цепь шопоголического наваждения».

На одном из стендов выставки
На одном из стендов выставки

Афиша выставки
Афиша выставки

Слова Максима Боксера, дизайн Андрея Логвина
Слова Максима Боксера, дизайн Андрея Логвина

Художники и в самом деле под крылом «Шара и Креста» собрались разные – от студентов до маститых. Появилась и новая волна коллекционеров – тех, которые вроде как особо в искусстве не разбирались.

Разбирались, не разбирались – какая разница? Главное, что участников процесса становилось все больше, азарт нарастал.

Случился самый настоящий шопоголизм.

Так, за работами Айдан Салаховой шла настоящая охота. Вообще покупали по принципу что понравилось. На сайте в группе видели сначала саму работу, могли не знать автора и, если картина запала в душу сразу, то покупали. Неважно, в каком жанре. Это могли быть произведения новичков, никому не известных, а могли быть работы музейного качества.

Бесспорно, при этом появились новые имена, которые еще заявят о себе.

Фрагмент экспозиции коллекционеров Веры и Алексея Прийма
Фрагмент экспозиции коллекционеров Веры и Алексея Прийма

Это произведение в раме
Это произведение в раме

... А здесь скрепки на веревочке
... А здесь скрепки на веревочке

Один из фрагментов экспозиции
Один из фрагментов экспозиции

Насчет аттракциона - это метко сказано
Насчет аттракциона - это метко сказано

Вот и кнопочки появились
Вот и кнопочки появились

И вот когда самый жуткий период изоляции закончился, вполне можно было организовать выставку.

Одна из них во Всероссийском музее декоративного искусства устроена очень даже интересно. Представлено около двухсот художников. Это как бы «собрание сочинений в десяти томах».

Десять отдельных стендов от десяти коллекционеров со своим выбором работ и своей концепцией, поэтому все пространства получились разные.

Так, коллекционер Вера Прийма в предисловии к своему стенду включила слова немецкого музыканта Карла Марии фон Вебера: «Жизнь – карантин у входа в рай».

В одних отсеках темновато, в других работы вообще прикреплены скрепками и без всяких багетов. В третьих – еще какая-нибудь «фишка».

Например,, колесо с рисунками, которое можно крутить из коллекции Игоря Суханова. Колесо крутишь и рисунок попадает на экран мобильного телефона.

Художники в коллекциях – по списку. Кликай на штрих-код – и все узнаешь. Работы в основном малого формата. Есть, правда, общая объединяющая – это своего рода «объяснительные записки» самих коллекционеров нового поколения. Дизайн придумал знаменитый дизайнер-плакатист Андрей Логвин. Вот пример такой объяснительной записки, очень четко отражающей суть происходящего во время пандемии диалога коллекционера с художником, суть «Шара и Креста»: «Эта группа для огромного количества людей донесла мысль, что искусство рядом, что на него можно не только смотреть в галереях, что его легко можно купить и стать настоящим коллекционером не будучи при этом очень богатым человеком».

Колесо можно крутить
Колесо можно крутить

В то время жизнь действительно казалась болью
В то время жизнь действительно казалась болью

Стрелочка в никуда...
Стрелочка в никуда...

Аллегории, аллегории...
Аллегории, аллегории...

Автор сказал, что хотел
Автор сказал, что хотел

Андрей Бильжо  изъясняется в своей манере
Андрей Бильжо изъясняется в своей манере

Без комментариев
Без комментариев

Грусти и белых халатов на выставке было предостаточно
Грусти и белых халатов на выставке было предостаточно

Мы тоже так думали...
Мы тоже так думали...

Эти глаза напротив...
Эти глаза напротив...

Это тоже без комментов
Это тоже без комментов

Как это казалось
Как это казалось

И ведь получилось! У группы «Шар и Крест» есть будущее, начавшееся неожиданно и непредсказуемо. Есть имена.

Пандемия рано или поздно закончится, а художники останутся. Останутся лучшие. Жаль только, что выставка происходила в стенах музея, который малость устарел и, наверное, требует переосмысления, реконструкции.

Нет, не здания, оно-то как раз в порядке, а перезагрузки концепции что ли. Уж больно внутри уныло, как будто и жизни никакой нет. Как будто жизнь спряталась за стенами и притаилась, и даже интересная необычная выставка не меняет унылого одиночества, которое здесь поселилось. Впрочем, наше впечатление сугубо субъективное…