Биография Анатолия Егорова в какой-то степени типична для человека, родившегося в 1907 году, т.е до революции. Если же по сути, то фотографировать он начал случайно, еще в юности, сам освоил и фотопечать, но потом, уже в 1929-м, благодаря знакомству с маститым фотожурналистом он устроился в газету «Рабочая Москва», которая сейчас называется «Московская правда».






В первый же день войны Егоров записался добровольцем на фронт и попал в штат газеты «Во славу Родины». Вот как у него под Одессой оказалась в руках самая лучшая немецкая камера (наверное, догадывайтесь, как она называлась) – это вообще отдельная тема, так же как и то, как фотоархив через много лет очутился у актера и режиссера Николая Сахарова. Последнее «попадание» оказалось «в десятку»: Николай Сахаров отнесся к наследию фронтового корреспондента очень трепетно.


На выставке в столичной ЛИН хозяйка галереи Людмила Набоко и Николай Сахаров показывают лишь малую толику архива, но дело ведь не в количестве.





Вот они, фотографии, сделанные в разные годы и в разные дни войны: во время наступления, перегруппировок, после боя или затишья. Они и вправду очень разные. Техника, ужасы, постановочные портреты. Егоров снимал и бойцов, и колонны танков, и военнопленных, и регулировщиц, и маршалов. 21 января 1943-го ему единственному из фотокоров довелось присутствовать при первом допросе фельдмаршала Паулюса. В его кадры попадали маршалы Жуков и Конев, боевые товарищи, писатели, такие же, как и он сам, фронтовые корреспонденты.






Наверное, про эти фронтовые фото можно сказать – бесхитростные. Простые. Не было тогда широкоуголок и фотошопов. Не было возможности выстраивать кадр. Много чего не было. И, может быть, поэтому на всех этих фронтовых фотографиях только факты. А ведь надо было еще и текст написать, напечатать его или продиктовать стенографистке в редакцию. Вот один из них. Называется «Штыки и песня»: «Песня верный друг бойца Красной Армии. Танкисты ходят с ней в атаку, пехота совершает форсированные марши. Боевая красноармейская песня в большом почете и у героических защитников Одессы… Замолкла на несколько минут канонада, можно немного отдохнуть. Красноармеец-повар т.В.Кирьянов закончил раздачу пищи… Обед закончен. Кирьянов тоже хочет отдохнуть. Он берется за гармонь и разводит меха. А повара-гармониста уже обступили красноармейцы. Песня за песней приходят на память. О Волочаевске и Спасске Перекопе и Косторной поют бойцы… Но вот вдалеке стукнул выстрел. - В ружье, - командует дежурный…»













Еще один снимок, сделанный 3 мая 1945 года в Берлине. Вот отрывок из текста Анатолия Егорова: «…Снимок этот сделал я на одной из площадей в районе памятника Вильгельму 1-му. Подошел, послушал разговор. Кому-ж такой памятник сооружен? Вроде-бы это Марс. По обмундированию сильно на бога войны смахивает…»

Не знали тогда наши бойцы ни Вильгельмов, ни Марсов. И Егоров в конце заметки написал, что, мол, «будет что вспомнить, глядя на фотографию». Но теперь уже не вспомнить, теперь надо сохранить и запомнить. Не им, ушедшим навсегда, а нам, прикоснувшимся к памяти. К Истории. К тем, запечатленным на фронтовых фото, кто дал нам возможность жить.
Выставка открыта до 14 мая, галерея ЛИН Москва, 1-й Голутвинский переулок, 6
#выставки#фотоискусство#галерея ЛИН#НиколайСахаров#ЛюдмилаНабоко#АнатолийЕгоров#adgroupart