АРТ ДНЕВНИК

Фронтовой фотокорреспондент Анатолий Егоров: к 80-летию Великой Победы

2025
Биография Анатолия Егорова в какой-то степени типична для человека, родившегося в 1907 году, т.е до революции. Если же по сути, то фотографировать он начал случайно, еще в юности, сам освоил и фотопечать, но потом, уже в 1929-м, благодаря знакомству с маститым фотожурналистом он устроился в газету «Рабочая Москва», которая сейчас называется «Московская правда».
Из википедии
Награды
Фотоаппарат Анатолия Егорова
-4
Август 1941 Художники и фотокорреспонденты газеты Южного фронта "Во славу Родины" Слева направо/ В.Фомичев, Б.Ярославцев, В.Васильев, А.Егоров
Егоров второй слева внизу
В первый же день войны Егоров записался добровольцем на фронт и попал в штат газеты «Во славу Родины». Вот как у него под Одессой оказалась в руках самая лучшая немецкая камера (наверное, догадывайтесь, как она называлась) – это вообще отдельная тема, так же как и то, как фотоархив через много лет очутился у актера и режиссера Николая Сахарова. Последнее «попадание» оказалось «в десятку»: Николай Сахаров отнесся к наследию фронтового корреспондента очень трепетно.
-7
-8
На выставке в столичной ЛИН хозяйка галереи Людмила Набоко и Николай Сахаров показывают лишь малую толику архива, но дело ведь не в количестве.
31 января 1943 Сталинград Группа бойцов старшего лейтенанта Я.Г.Вдовина
Октябрь 1944. Р-н Петровграда (Югославия) Сотрудники газеты 2 Украинского фронта "Суворовский натиск" беседуют с югославскими партизанами
16 февраля 1943 Ростов-на-Дону 400 мирных жителей расстреляны фашистами перед отступлением
22 сентября 1943 Степной фронт совхоз Стахивка Полтавской области Дети, убитые разрывными пулями
21 января 1943 Сталинград. Первый допрос фельдмаршала Ф.Паулюса
Вот они, фотографии, сделанные в разные годы и в разные дни войны: во время наступления, перегруппировок, после боя или затишья. Они и вправду очень разные. Техника, ужасы, постановочные портреты. Егоров снимал и бойцов, и колонны танков, и военнопленных, и регулировщиц, и маршалов. 21 января 1943-го ему единственному из фотокоров довелось присутствовать при первом допросе фельдмаршала Паулюса. В его кадры попадали маршалы Жуков и Конев, боевые товарищи, писатели, такие же, как и он сам, фронтовые корреспонденты.
-16
1943 Бой за Харьков
-18
1943 Харьков Георгий Жуков и Никита Хрущев
1943 Харьков Жители освобожденного города вручают цветы Г.К;Жукову
Август 1941 Р-н Одессы Красноармеец-повар В.Кирьянов
Наверное, про эти фронтовые фото можно сказать – бесхитростные. Простые. Не было тогда широкоуголок и фотошопов. Не было возможности выстраивать кадр. Много чего не было. И, может быть, поэтому на всех этих фронтовых фотографиях только факты. А ведь надо было еще и текст написать, напечатать его или продиктовать стенографистке в редакцию. Вот один из них. Называется «Штыки и песня»: «Песня верный друг бойца Красной Армии. Танкисты ходят с ней в атаку, пехота совершает форсированные марши. Боевая красноармейская песня в большом почете и у героических защитников Одессы… Замолкла на несколько минут канонада, можно немного отдохнуть. Красноармеец-повар т.В.Кирьянов закончил раздачу пищи… Обед закончен. Кирьянов тоже хочет отдохнуть. Он берется за гармонь и разводит меха. А повара-гармониста уже обступили красноармейцы. Песня за песней приходят на память. О Волочаевске и Спасске Перекопе и Косторной поют бойцы… Но вот вдалеке стукнул выстрел. - В ружье, - командует дежурный…»
-22
Май 1945 Прага Маршал Конев с газетчиками
1945 Лейпциг
1945 Нейсе
1945 Германия Бреслау Музыкальный момент
30 апреля 1945 Берлин Немецкие военнопленные
1945 Советские танки идут на Берлин
-29
Старушка у Бранденбургский ворот Берлин 1945
3 мая 1945 Берлин. Второй слева - Сергей Михалков
3 мая 1945 Берлин. Бранденбургские ворота
1945 Германия Ефрейтор Александр Васильевич Овчаренко
-35
Еще один снимок, сделанный 3 мая 1945 года в Берлине. Вот отрывок из текста Анатолия Егорова: «…Снимок этот сделал я на одной из площадей в районе памятника Вильгельму 1-му. Подошел, послушал разговор. Кому-ж такой памятник сооружен? Вроде-бы это Марс. По обмундированию сильно на бога войны смахивает…»
-36
Не знали тогда наши бойцы ни Вильгельмов, ни Марсов. И Егоров в конце заметки написал, что, мол, «будет что вспомнить, глядя на фотографию». Но теперь уже не вспомнить, теперь надо сохранить и запомнить. Не им, ушедшим навсегда, а нам, прикоснувшимся к памяти. К Истории. К тем, запечатленным на фронтовых фото, кто дал нам возможность жить.
Выставка открыта до 14 мая, галерея ЛИН Москва, 1-й Голутвинский переулок, 6
#выставки#фотоискусство#галерея ЛИН#НиколайСахаров#ЛюдмилаНабоко#АнатолийЕгоров#adgroupart