Один из старейших городских музеев был основан в 1888 году. Он полностью разрушился во время бомбежки 1943 года, но почти все экспонаты – сейчас их более ста тысяч – были спасены. В Кёльнском музее собраны предметы прикладного искусства от средних веков до наших дней. Это мебель, настольные приборы и посуда, украшения, изделия малой пластики и многое другое. Собственно, музей и был создан для показа высококачественных изделий ручной работы прошлых эпох.







Пожалуй, самая интересная «фишка» музея – это постоянная выставка отдела дизайна и коллекции Winkler «Искусство и дизайн в диалоге». Отдел появился в 2008 году и его экспозиция – это дизайн не просто какое-то изолированное явление, а как, прежде всего, искусство. Здесь что ни имя, то своя уникальная история. Так, абстракционист и архитектор Тео ван Дусбург, который в свое время вместе с Питом Мондрианом организовал движение «Де Стайл», вскоре разошелся с последним во взглядах. Он увлекался дадаизмом, а в 1930-м вышел даже журнал Дусбурга, где он подробно излагал свои идеи. Что (вернее, кого) напоминают его «контракомпозиции – трудно сказать так сразу. Но – напоминают. Как напоминают родное-знакомое X-III венгерского художника, фотографа и дизайнера Ласло Мохой-Надь (1895-1946).

Уже в середине XIX века в ходе развития индустриализации традиционное декоративно-прикладное искусство столкнулось с конкуренцией со стороны дизайна. Что первично – просто функциональные аспекты или эстетика? Как их сложить, уравновесить, помирить?
Именно эти задачи стала реализовывать основанная в 1919 году в Веймаре художественная школа Баухаус (Bauhaus), которой руководил Вальтер Гропиус. Переехав в Дессау, школа просуществовала до 1933 года. Там была очень привлекательная система обучения. Сначала студенты осваивали азы архитектуры, живописи, декоративно- прикладного искусства, дизайна, а потом переходили в мастерскую, где плотно изучали определенное ремесло.

В 1920 году в Баухаус поступил талантливый Марсель Брёйер, который придумал трубчатый стальной стул, столь понравившийся преподавателю Школы Василию Кандинскому, что впоследствии стал называться Wassily.
Кстати, с самого начала интернационализм был частью концепции Баухауза: среди преподавателей были не только немцы, но и американцы, русские, швейцарцы, венгры. И состав студентов тоже был интернациональным. Когда по всей Германии распространился национал–социализм, многие художники были вынуждены эмигрировать, унося с собой идеи авангарда.



В 1930–х годах: талантливейший финский дизайнер финн Алвар Аалто позаимствовал некоторые аспекты функционализма Баухауса. Это он придумал, используя дерево, кресло, дизайн которого актуален и по сей день. Аалто был в числе тех, кто стал основоположником органического дизайна.
А американский ар-деко? Его можно классифицировать в хронологическом порядке примерно с 1920 по конец 1940-х годов как общий термин, обозначающий стилистические особенности раннего американского промышленного дизайна, когда были восприняты многочисленные импульсы из Европы: что-то из декоративно-прикладного искусства, модерна, венской мастерской и, конечно же, из Баухауса. Правда, в отличие от своих европейских коллег и особенно от элитарного французского стиля ар–деко 1920-х годов – американцы отдавали предпочтение техническому прогрессу и массовому производству. Это был уже рациональный дизайн.

Очень поучительна история возникновения музыкального автомата, подробно описанная в книге Герма Дж. Олминда «История фонографов с 1888 по 1999». Там, в частности, отдельная глава посвящена Полу Фуллеру, преуспевающему промышленному дизайнеру, который придумал в 1946 году модель 1015. Он работал на компанию Rudolph Wurlitzer, которая была основана еще в 1856 году. Вот что писал Олминд о музыкальной шкатулке XX века в своей книге: «…Изобилующий хромом, яркими цветами и переливающимися огнями, он стал классическим и непревзойденным культурным явлением; в течение следующих пятнадцати лет в каждой закусочной по всей стране звучала музыка…». Производство музыкальных автоматов компания Wurlitzer прекратила в 1974 году, а ее немецкое подразделение работало до 2013 года.
В истории копаться, конечно, премилое дело. Но современный ритм жизни вынуждает все время придумывать что-то новое. И тут стоит помнить, что новое все чаще – это хорошо забытое старое. Разве не так?
#искусство#дизайн#декоративноприкладноеискусство#музейдекоративноприкладногоискусстваМАКК#музеиКельна#adgroupart